Ссылка на сайт: Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью

С 1 октября 2019 г. в городе Костроме стартовал новый проект по улучшению детского питания в муниципальных образовательных организациях«Здоровое детское питание – здоровое поколение!»

Цель проекта:  обеспечение улучшения качества питания детей в муниципальных образовательных организациях и увеличение охвата качественным горячим питанием до 100 % обучающихся общеобразовательных учреждений города.

Задачи:

— провести анализ работы школьных столовых и разработать организационные меры по улучшению питания школьников в части разработки единого цикличного меню, ценовой политики, обновления материально-технического оснащения столовых;

— разработать и использовать эффективные меры по пропаганде здорового питания в детской и родительской среде;

— содействовать диссеминации положительного опыта организации питания в дошкольных учреждениях, школьных столовых, содействовать повышению их имиджа;

— обеспечить проведение общественного контроля за организацией детского питания.

Участники проекта: Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью, Городской центр обеспечения качества образования, общеобразовательные и дошкольные образовательные учреждения  города Костромы.

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

заместителя главы Администрации – председателя Комитета образования, культуры, спорта и работы с молодежью

30.08.2019                                                                                             № №700-РЗ/IV

 

В целях улучшения детского питания в муниципальных образовательных организациях города Костромы, в соответствии с Положением о Комитете образования, культуры, спорта и работы с молодежью Администрации города Костромы, утвержденного постановлением Администрации города Костромы от 9 ноября 2012 года №2366,

 

О Б Я З Ы В А Ю:

 

  1. Утвердить муниципальный проект «Здоровое питание – здоровое поколение!» (приложение).
  2. Управление образования (Т.Н. Скачкова), муниципальное бюджетное учреждение города Костромы «Городской центр обеспечения качества образования» (С.Е, Исмагилова) обеспечить реализацию проекта.
  3. Руководителей муниципальных образовательных организаций обеспечить участие учреждения, родителей, воспитанников и обучающихся в реализации проекта.
  4. Контроль исполнения распоряжения оставляю за собой

 

Заместитель главы Администрации —

председатель Комитета                                                                                    М.Л. Соколова

Приложение

Утверждено:

Распоряжение

заместителя главы Администрации —

председателя Комитета образования,

культуры, спорта и работы с молодёжью

Администрации города Костромы

от «     »  ________ 2019 г.    № ________

 

Муниципальный проект

«Здоровое детское питание – здоровое поколение!»

 

  1. Актуальность проекта

 

Безопасность, развитие и процветание страны зависят от уровня здоровья ее граждан. В современных условиях стратегически важное значение приобретают меры по здоровьесбережению населения России, в первую очередь детей. Одним из важнейших условий формирования и сохранения здоровья ребенка является его питание.

Конструктивный тон в этом направлении задают национальные проекты в сфере демографии, образования, здравоохранения.

Важность данного вектора государственной политики особо подчеркнута в Решении Совета Законодателей РФ от 13 декабря 2018 г. Оно предусматривает разработку федеральных законов о детском питании и об основах системы социального питания в Российской Федерации. Такая работа проводится сегодня на площадках Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

На прошедшем в мае 2019 г. Медиафоруме Общероссийского народного фронта Президент Российской Федерации В. В. Путин также обратил особое внимание на вопросы питания детей. Он предложил самым тщательным образом проработать вопросы ответственности за его организацию на муниципальном, региональном и федеральном уровне, найти формы и способы создания эффективных мер поддержки льготных категорий детей и улучшения питания в начальных классах.

За последние годы в сфере организации питания детей в образовательных организациях города Костромы проделана большая работа.

Обновлена материально-техническая база школьных столовых: заменено на современное физически изношенное технологическое оборудование (жарочные шкафы, электрические плиты, холодильное оборудование), приобретено новое оборудование (пароконвекционный аппарат, мармиты, картофелечистки, протирочные машины, посудомоечные машины). Охват горячим питанием с 2010 года до 2019 увеличился с 94 до 96,6 %.

Стоит также отметить, что здоровьем подрастающего поколения, в том числе организацией правильного питания, необходимо заниматься с дошкольного возраста.

Анализ состояния здоровья детей показывает рост алиментарно-зависимыми заболеваниями, т.е. связанных с нерациональным питанием и неправильным пищевым поведением, сформированным в дошкольном возрасте.

Рациональное питание является необходимым условием для гармоничного роста, физического и нервно-психического развития детей, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Именно поэтому при организации питания в дошкольных образовательных учреждениях так важно не только накормить ребенка, чтобы он остался не голодным, но и приложить все усилия к тому, чтобы сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.

В дошкольных учреждениях города, где ребенок находится большую часть дня, большое значение придается правильной организация питания детей. Это предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:

-составление полноценных рационов питания;

-использование разнообразного ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;

-строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп; правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;

-соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня развития детей;

-правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно-просветительной работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;

-учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона и др.;

-индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;

-строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;

-повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;

-учет эффективности питания детей;

-обеспечение преемственности питания в детском саду и дома.

Вместе с тем в настоящее время организация детского питания в городе Костроме имеет ряд проблем.

За последние годы выросло количество учащихся, а количество посадочных мест в обеденных зонах ограничено из-за архитектурных особенностей муниципальных общеобразовательных учреждений.

Нехватка профессиональных кадров. Отсутствует система взаимодействия по подготовке профессиональных кадров и повышения квалификации работников пищеблоков образовательных учреждений

По данным анкетирования обучающихся и родителей наиболее явными проблемами являются плохое качество приготовления блюд и нарушение температурного режима подачи блюд.  Родители, так же, поднимают вопрос о недостаточно эффективной организации общественного контроля качества питания детей в школе, разница в цене и качестве изготовления блюд в разных образовательных организациях города.

Опрос педагогов  школ и детских садов показал, что в большом количестве современных семей (более 35 %) достаточно низкая культура питания, преобладает еда быстрого приготовления, практически не говорится о правильном и полезном питании. Все это ведет к неоправданной избирательности детей в питании, когда большая часть качественно приготовленных и полезных блюд не съедаются, школьное питание не пользуется популярностью.

Таким образом, улучшение питания  в образовательных организациях города остается актуальным и значимым вектором развития социальной политики города, требующим поиска новых подходов к организации и улучшению его качества.

Под обеспечением детей здоровым питанием нами понимается комплекс организационно-технических, экономических, правовых и иных мер, предпринимаемых в рамках государственной защиты материнства и детства и направленных на предоставление горячего питания детям.

Основные понятия, используемые в проекте:

— горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго блюда , доведенных до кулинарной готовности, порционированных и оформленных;

— ассортиментный перечень пищевой продукции для обеспечения питанием детей-перечень пищевой продукции, применение которой разрешено при предоставлении пищевой продукции и (или) горячего питания в субъектах организованного питания, включающий функциональные, технические и качественные характеристики, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации;

— пищевая продукция для обеспечения питания детей – специализированная пищевая продукция, а также иная пищевая продукция, применяемая для приготовления блюд в субъектах организованного питания, входящая в ассортиментный перечень пищевой продукции для обеспечения питания детей и соответствующая установленным требованиям;

— организованное питание – предоставление горячего и (или) промежуточного питания детям в период их нахождения в соответствующем субъекте;

— льготное обеспечение питанием – предоставление горячего питания детям в дни учебных занятий один раз в день в качестве меры социальной поддержки, частично оплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета;

— общественный контроль в области обеспечения детей питанием осуществляется гражданами, в том числе родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей, общественными и иными организациями в соответствии с правилами оказания услуг по предоставлению пищевой продукции и организации питания детей в субъектах организованного питания, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 

  1. Цели и задачи проекта.

 

Цель: обеспечение улучшения качества питания детей в муниципальных образовательных организациях и увеличение охвата качественным горячим питанием до 100 % обучающихся общеобразовательных учреждений города.

Задачи:

— провести анализ работы школьных столовых и разработать организационные меры по улучшению питания школьников в части разработки единого цикличного меню, ценовой политики, обновления материально-технического оснащения столовых;

— разработать и использовать эффективные меры по пропаганде здорового питания в детской и родительской среде;

— содействовать диссеминации положительного опыта организации питания в дошкольных учреждениях, школьных столовых, содействовать повышению их имиджа;

— обеспечить проведение общественного контроля за организацией детского питания.

 

  1. Время реализации проекта: сентябрь 2019 года — декабрь 2020 г.

 

  1. Основные мероприятия проекта.

 

№ п\п Мероприятия проекта Сроки Ответственные
Организационные мероприятия

 

1. Создание рабочей группы по реализации проекта Сентябрь 2019 г. Управление образования
2. Проведение мониторинга работы школьных столовых Апрель-май

2020 г.

Управление образования
3. Разработка примерного  меню, сбалансированного  по энергетическим  затратам  детей и подростков  различных  возрастов, для  организации  питания во всех   общеобразовательных учреждений Сентябрь-октябрь 2019 г. Управление образования, руководители пилотных образовательных организаций
4. Разработка и внедрение единого цикличного меню

 

Январь – декабрь 2020 г. Управление образования,

руководители общеобразовательных организаций

5. Обновление оснащения столовых образовательных организаций, в том числе, за счет участия в грантовых программах (гранты Администрации города Костромы, областной конкурсный отбор общественных инициатив и т. д.) Постоянно Руководители образовательных организаций
6. Проведение анализа стоимости и охвата питанием обучающихся Ежеквартально

 

Управление образования
7. Проведение мероприятий по повышению профессиональной компетентности  поваров в сфере детского питания Постоянно Управление образования,

МБУ ГЦОКО

8. Организация работы пилотных образовательных организаций

(Детские сады №№ 59, 76,78, СОШ №№ 7, 21, 24, Гимназия №28 )

Октябрь 2019 г. – декабрь

2020 г.

Управление образования, руководители пилотных образовательных организаций
9. Выявление детей с  индивидуальными медицинскими показаниями для организации питания в рамках проекта «Школьная медицина» Постоянно, в соответствии со сроками проведение медицинских осмотров Управление образования,

руководители общеобразовательных организаций

10. Организация питания детей с  индивидуальными медицинскими показаниями Постоянно Управление образования,

руководители общеобразовательных организаций

11. Проведение Советов здоровья по вопросам организации питания в образовательной организации Постоянно, не реже

2 раз в год

Руководители общеобразовательных организаций
12. Проведение педагогических советов, направленных на обсуждение деятельности образовательных организаций в проекте Октябрь-ноябрь

2019 г.

Управление образования,

руководители образовательных организаций

13. Рассмотрении вопроса о реализации проекта на Коллегии Комитета обрадована. Культуры, спорта и работы с молодежью Апрель 2020 г. Управление образования,

 

Мероприятия по пропаганде здорового питания в детской и родительской среде

 

1. Проведение общегородских\кустовых родительских собраний по организации питания Ежегодно, не менее 2 раз в год Управление образования,

руководители образовательных организаций

2. Родительский лекторий  «Правильное питание детей дома, в детском саду в школе», «Еда как основа здоровья» с приглашением специалистов (диетологов, гастроэнтерологов) Ежегодно, не менее 4 раз в год Руководители образовательных организаций
3. Общегородские тематические дни Ежегодно, не менее 4 раз в год Управление образования,

руководители образовательных организаций

4. Проведение уроков\дней здоровья  в образовательной организации «Коктейль здоровья», «Винегрет–шоу» и т.д Ежемесячно Руководители образовательных организаций
5. Конкурс проектов «Как я вижу свое правильное здоровое питание», Декабрь 2019 г. – март 2020 г. Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

6. Конкурс школьных газет\ видеорепортажей (тематический выпуск) «О правильном питании замолвите слово» Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители общеобразовательных организаций

7. Общегородская акция «Эстафета здорового питания» Февраль, ежегодно Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

8. Конкурс агитбригад «Здоровая еда – здоровое поколение» Март

2020 г.

Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители общеобразовательных организаций

9. Турнир по ораторскому искусству для старшеклассников «Ты есть то, что ты ешь», Ноябрь-декабрь 2019, 2020 гг МБУ ГЦОКО

руководители общеобразовательных организаций

10. Фестиваль семейных традиций правильного питания Февраль – март 2020 г Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

Мероприятия по диссеминации положительного опыта работы школьных столовых

 

1. Создание и деятельность муниципального веб-узла «Школьное питание»  на сайте Комитета (Управления образования) с размещением новостной строки, материалов о лучших практиках организации питания детей в образовательных организациях, консультаций специалистов, виртуальных экскурсий по школьным столовым. С октября 2019 г. постоянно Управление образования,

МБУ ГЦОКО

2. Размещение страниц «Наша школьная столовая»/ Детское питание в дошкольном образовательном учреждении на сайтах образовательных организаций Сентябрь 2019 г, далее постоянно Руководители образовательных организаций
3. Конкурс школьных столовых по номинациям: лучшее меню, лучшее обслуживание, самое вкусное блюдо и т.д.) Февраль 2020 г. Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители общеобразовательных организаций

4. Конкурс «Лучший повар детского сада/ школьной столовой» Январь – апрель

2020 г.

Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

5. Организация освещения работы школьных столовых и организации питания в детских садах в СМИ Постоянно Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

6. Выпуск информационных буклетов для родителей и детей «Новости школьного питания\ Новости детского питания» Постоянно, не реже 4 раз в год Руководители образовательных организаций
7. Создание виртуальных экскурсий «Наша школьная столовая – территория вкусной и правильной еды!» Февраль – март 202 г. Руководители общеобразовательных организаций
8. Организация мастер-классов для поваров образовательных организаций Ежегодно, не менее 4 в год Управление образования,

МБУ ГЦОКО

руководители образовательных организаций

                                    Мероприятия по контролю организации питания
1. Проведение плановых проверок организации питания В соответствии с планом Комитета образования Управление образование
2. Внеплановый контроль Постоянно, по потребности Управление образование
3. Мероприятия по определению и подтверждению качества поступающих продуктов и приготовляемых блюд (лабораторно-инструментальные исследования) Продукты – ежемесячно,

Блюда – 2 раза в год

Управление образование
Мероприятия по активизации общественного контроля организации детского питания

 

1. Создание групп родительского общественного контроля и участие в разработке  планов улучшения питания. Сентябрь- октябрь 2019 г. Руководители образовательных организаций
2. Организация обучения родителей методике контроля организации детского питания Октябрь-ноябрь 2019 г. Управление образования, руководители образовательных организаций

 

3. Проведение рейдов общественного контроля Постоянно, не реже 1 раза в квартал Управление образования, руководители образовательных организаций

 

4. Проведение кустовых встреч родительского актива для согласования результатов рейдов. Постоянно, не реже 1 раза в квартал Управление образования,

МБУ ГЦОКО

5. Проведение круглых столов (дискуссионных клубов, малых конференций) по обсуждению направлений и действий по улучшению питания детей дома и в детском саду и школе. Постоянно, 2 раза в год Управление образования,

МБУ ГЦОКО,

руководители образовательных организаций

Мероприятия по повышению качества питания для административных команд образовательных организаций
1. Проведение совещаний руководителей по результатам мониторинга деятельности школьных столовых, анализа ценовой политики, выполнения норм питания Постоянно, 1 раз в полугодие Управление образования
2. Проведение тематических семинаров по организации питания Постоянно, 1 раз в полугодие Управление образования

 

  1. Планируемые результаты проекта.

Реализация мероприятий Программы позволит:

— улучшить качество питания детей в муниципальных образовательных организациях;

— увеличить охват качественным горячим питанием до 100 % обучающихся общеобразовательных учреждений города.

— разработать и внедрить единое цикличное меню;

— обновить материально-техническое оснащение столовых;

— внедрить эффективные меры по пропаганде здорового питания в детской и родительской среде;

— обеспечить диссеминации положительного опыта организации питания в дошкольных учреждениях, школьных столовых;

— обеспечить проведение общественного контроля за организацией детского питания.

 

 

  1. Риски реализации проекта

 

№ п\п Риски реализации проекта Мероприятия

по минимизации рисков

1. Высокая степень убежденности родителей и детей в низком качестве организованного питания Проведение просветительских мероприятий в интерактивных форматах

Организация работы родительского (общественного) контроля

2. Низкая заинтересованность педагогов в участии в проекте Проведение тематических педагогических советов, организация проектных групп педагогов (классных руководителей)
3. Высокая степень сопротивления к изменениям работников столовых Обучение работников столовых (курсы, семинары, мастер-классы)

Просветительская работа, использование мер морального и материального стимулирования участников проекта

4. Высокая степень загруженности работников столовых, недостаток времени для внедрения изменений Обеспечение кадрами, оптимизация работы столовых

 

Детское питание выделяется в отдельное понятие, так как имеет определенную специфику, основанную на физиологических особенностях детского организма.
Как бы ни был ребёнок внешне похож на взрослого человека, он вовсе не является взрослым в миниатюре, и чем моложе растущий и развивающийся организм, тем значительнее его отличия от организма взрослого по многим количественным и качественным признакам. 

Детским считается возраст от 0 до 14 лет. Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, высокими энергозатратами.

Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья, а также обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Для обеспечения этих функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества и энергию определенного количества и качества, отвечающие физиологическим потребностям детского организма, что заключается в понятии«рациональное питание».

Основными принципами рационального питания являются:

  • соответствие энергетической ценности рациона питания энергозатратам организма;
  • удовлетворение физиологической потребности в пищевых веществах;
  • оптимальный режим питания, то есть физиологически обоснованное распределение количества потребляемой пищи в течение дня

ПОЛОЖЕНИЕ

 об организации питания

в  «Детском саду № 61» города Костромы

 

 

  1. Общие положения

 

1.1. Настоящее положение устанавливает порядок организации питания детей, с целью создания оптимальных условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания детей и соблюдения условий приобретения и хранения продуктов в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 61» города Костромы (далее – Учреждение)

1.2. Положение разработано в соответствии Федеральным Законом Российской Федерацииот 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Законом Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным Законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, услуг отдельными видами юридических лиц», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26, СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.11.2001 г. № 36, Методическими рекомендациями по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.03.2012 г. № 213н  и Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2012 г., Уставом «Детского сада № 61» города Костромы.

1.3. Основными задачами организации питания воспитанников в Учреждении являются:

— создание условий, направленных на обеспечение рациональным и сбалансированным питанием;

— гарантирование качества и безопасности питания, пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд, включая обеспечение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемых продуктов питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд;

— учет индивидуальных особенностей воспитанников Учреждения (для детей с хроническими заболеваниями в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания);

— пропаганда принципов здорового и полноценного питания.

 

2.Организации питания детей, посещающих Учреждение.

2.1Закупка и поставка продуктов питания в Учреждение осуществляется в порядке, установленном Федеральным Законом Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет средств платы родителей (законных представителей) за присмотр и уход за воспитанниками в Учреждение, а так же за счет средств возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот родителям (законным представителям) по плате за присмотр и уход.

2.2 Приём пищевых продуктов и продовольственного сырья в ДОУ осуществляется при наличии сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность (товарно-транспортная накладная, счет-фактура, удостоверение качества, при необходимости — ветеринарное свидетельство). Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии), сохраняются до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов (бракераж сырых продуктов) осуществляет ответственное лицо — кладовщик. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки, в случае если наличие такой маркировки предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2.2. Объем закупки и поставки продуктов питания в Учреждение определяется в соответствии с нормами питания, утвержденными СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13), примерным 10-ти дневным цикличным меню.

2.3. Питание воспитанников в Учреждении осуществляется согласно утвержденных норм для двух возрастных категорий детей (от 1 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет) с учетом времени пребывания детей и сезонности (осень-зима, весна-лето).

2.4 Для детей, находящихся в Учреждении в режиме полного дня (12 часов) организуется пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин).

2.5. В Учреждении в соответствии с установленными санитарными требованиями должны быть следующие условия для организации питания воспитанников:

2.5.1. Производственные помещения для хранения, приготовления пищи оборудованы необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием.

2.5.2. Технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами. Весь кухонный инвентарь и кухонная посуда должны иметь маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов. При работе технологического оборудования должна быть исключена возможность контакта пищевого сырья и готовых к употреблению продуктов.

2.5.3. Помещения (места) для приема пищи должны быть оснащены мебелью, посудой.

2.5.4. Количество одновременно используемой столовой посуды и приборов должно соответствовать списочному составу детей в группе. Для персонала следует иметь отдельную столовую посуду. Посуда хранится в буфетной групповой на решетчатых полках и (или) стеллажах.

2.5.5 Квалифицированный штатный персонал пищеблока, владеющий технологией приготовления диетического питания.

2.5.6. Разработанный и утвержденный порядок организации питания воспитанников (режима работы пищеблока (Приложение 1), график выдачи готовых блюд (Приложение 2),

2.6. Заведующий назначает ответственных лиц за:

— планирование закупок продуктов питания в соответствии с нормами питания, утвержденными СанПиН 2.4.1.3049-13, примерным 10-ти  дневным цикличным меню;

— своевременное составление первичных заявок и направление их в соответствующие инстанции для проведения закупки продуктов питания в Учреждение, согласно требований Федерального Закона Российской Федерации от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

— своевременное составление документации (мониторинга, обоснования и др.) при осуществлении закупки продуктов питания у единственного поставщика, способом запроса котировок, аукционов, конкурсов;

— исполнение заключенных гражданско-правовых договоров (контрактов);

— приемку продуктов питания, включая проведение внутренней экспертизы товара в соответствии со ст. 41, 58, 94 ФЗ № 44, СанПиН 2.4.1.3049-13;

— осуществление производственного контроля в Учреждении:

— органолептическую оценку продуктов (внешний вид, цвет, консистенция, запах, вкус);

— контроль целостности упаковки продуктов;

— контроль сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность продуктов;

— контроль санитарного состояния автотранспорта, спецодежды экспедиторов;

— соблюдение санитарных норм к транспортировке и хранению продуктов питания, приготовлению и выдаче блюд;

— соблюдение правил личной гигиены воспитанниками и сотрудниками Учреждения;

— санитарное состояние пищеблока и помещений (мест) приема пищи;

— отбор и хранение суточных проб;

— порядок организации питания воспитанников в соответствии с п. 2.5.6. настоящего Положения.

— расчет и оценку использования суточного набора пищевых продуктов на одного ребенка, подсчет энергетической ценности полученного рациона питания и содержания в нем основных пищевых веществ (подекадно).

2.7. На основании утвержденного Примерного 10-ти дневного меню в Учреждении ежедневно составляется Меню-требование на выдачу продуктов питания установленного образца, утвержденное заведующим Учреждения.

2.9.На каждое блюдо должна быть заведена технологическая карта (Приложение № 7 СанПиН 2.4.1.3049-13) с указанием ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборником технологических нормативов.

2.10. При распределении общей калорийности суточного питания детей, пребывающих в Учреждении, используется следующий норматив: завтрак – 20-25%; обед – 35-40%; полдник – 20-25%

2.11 В целях профилактики недостаточности микронутриентов (витаминов и минеральных веществ) в питании детей круглогодично используют пищевые продукты, обогащенные микронутриентами, в том числе быстрорастворимые (инстантные) витаминизированные напитки. При этом обязательно проводится количественная оценка содержания витаминов в суточном рационе питания.

2.12. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания воспитанников в Учреждении и дома родителей (законных представителей воспитанников) информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции.

2.12. В целях пропаганды здорового образа жизни, принципов рационального питания персонал Учреждения проводит информационно-разъяснительную работу с родителями (законными представителями) по вопросам правильной организации питания детей с учетом возрастных потребностей и индивидуальных особенностей.

 

  1. Организация питания на пищеблоке

 

3.1. Устройство, оборудование и содержание пищеблока ДОУ соответствует санитарным правилам к организациям общественного питания:

— всё технологическое и холодильное оборудование находится в рабочем состоянии.

— технологическое оборудование, инвентарь, посуда, тара изготовлены из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.

— весь кухонный инвентарь и кухонная посуда имеют маркировку для сырых и готовых пищевых продуктов.

— для приготовления пищи используется электрооборудование, электрические плиты.

— помещение пищеблока оборудовано вытяжной вентиляцией

— в помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка- по утвержденному графику.

— работники пищеблока проходят медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку, имеют личную медицинскую книжку, куда вносятся результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.

— ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра заносятся в «Журнал здоровья». Не допускаются или немедленно отстраняются от работы больные работники или при подозрении на инфекционные заболевания. Не допускаются к работе по приготовлению блюд и их раздаче работники, имеющие на руках нагноения, порезы, ожоги.

— работникам пищеблока во время работы запрещается носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.

— для организации питьевого режима в ДОУ используется кипяченая питьевая вода, при условии ее хранения не более 3-х часов.

3.2При приготовлении пищи необходимо соблюдать возрастные физиологические нормы суточной потребности  в основных пищевых  веществах согласно санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.1.3049-13.

3.3.Объем пищи и выход блюд должны строго соответствовать возрасту ребенка;

3.4.Для детей в возрасте от 2 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню-требование составляется отдельно. При этом учитываются:

—  среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;

—  объем блюд для этих групп;

—  нормы физиологических потребностей;

—  нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов;

—  выход готовых блюд;

—  нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;

—  данные о химическом составе блюд;

—  требования действующего законодательства в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания, отравления.

—  сведениями о стоимости и наличии продуктов.

3.5 При наличии детей, имеющих рекомендации по специальному питанию, в меню-требование обязательно включаются блюда для диетического питания. Данные о детях с рекомендациями по диетическому питанию имеются в группах, на пищеблоке и у старшей медицинской сестры. На основании данных о количестве присутствующих детей с показаниями к диетпитанию, в меню-раскладку вписываются блюда-заменители с учетом их пищевой и энергетической ценности.

3.6.Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пищеблоке.

3.7 При отсутствии каких-либо продуктов, в целях полноценного сбалансированного питания, разрешается производить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПиН 2.4.1.3049-13 таблицей замены продуктов по белкам и углеводам.

3.8.Вносить изменения в утвержденное меню-раскладку, без согласования с руководителем Учреждения, запрещается.

3.9.При необходимости внесения изменения в меню /несвоевременный завоз продуктов, недоброкачественность продукта/ медицинской сестрой составляется объяснительная с указанием причины. В меню-раскладку вносятся изменения и заверяются подписью руководителя. Исправления в меню- раскладке не допускаются.

3.10.Питание детей в ДОУ соответствует принципам щадящего питания, предусматривающим использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, и исключающим жарку блюд, а также использование продуктов с раздражающими свойствами.

3.11. При кулинарной обработке пищевых продуктов соблюдаются установленные санитарно-эпидемиологические требования к технологическим процессам приготовления блюд: котлеты, биточки из мясного или рыбного фарша, рыбу кусками запекают без предварительного обжаривания при температуре 250 — 280°С в течение 20 — 25 мин.; суфле, запеканки готовят из вареного мяса (птицы); формованные изделия из сырого мясного или рыбного фарша готовят на пару или запеченными в соусе; рыбу (филе) кусками отваривают, припускают, тушат или запекают; при изготовлении вторых блюд из вареного мяса (птицы, рыбы), порционное мясо подвергают вторичной термической обработке – кипячению в бульоне в течение 5 — 7 минут и хранят в нем при температуре +75°C до раздачи не более 1 часа; омлеты и запеканки, в рецептуру которых входит яйцо, готовят в жарочном шкафу, омлеты – в течение 8 — 10 минут при температуре 180 — 200°С, слоем не более 2,5 — 3 см; запеканки – 20 — 30 минут при температуре 220 — 280°С, слоем не более 3 — 4 см; хранение яичной массы осуществляется не более 30 минут при температуре 4 ± 2°С; яйцо варят 10 минут после закипания воды; при перемешивании ингредиентов, входящих в состав блюд, пользуются кухонным инвентарем, не касаясь продукта руками; при изготовлении картофельного (овощного) пюре используют механическое оборудование; масло сливочное, используемое для заправки гарниров и других блюд, предварительно подвергают термической обработке (растапливают и доводят до кипения);  гарниры из риса и макаронных изделий варят в большом объеме воды (в соотношении не менее 1:6) без последующей промывки; колбасные изделия (сосиски, вареные колбасы, сардельки) обязательно отваривают (опускают в кипящую воду и заканчивают термическую обработку после 5минутной варки с момента начала кипения).

Обработку яиц перед использованием в любые блюда проводят в специально отведенном месте холодного цеха, используя для этих целей промаркированные емкости, не допускается хранение яйца в кассетницах поставщика в производственных цехах пищеблока ДОУ.

Крупы не должны содержать посторонних примесей. Перед использованием крупы промывают проточной водой.

Потребительскую упаковку консервированных продуктов перед вскрытием промывают проточной водой и протирают ветошью.

Горячие блюда (супы, соусы, горячие напитки, вторые блюда и гарниры) при раздаче должны иметь температуру +60 — +65°C; холодные закуски, салаты, напитки – не ниже +15°C.

3.12.Ответственные за контроль закладки продуктов питания обязаны присутствовать при закладке основных продуктов в котел и проверять блюда на выходе. Медицинский работник обязан контролировать процесс закладки основных продуктов в котел и проверять блюда на выходе.

3.13. Объем приготовленной пиши должен соответствовать количеству детей и объему разовых порций

3.14.  Выдавать готовую пищу детям следует только с разрешения бракеражной комиссии в составе повара, медработника, представителя администрации, после снятия ими пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд. При этом в журнале отмечается результат пробы каждого блюда.

3.15.В целях профилактики гиповитаминозов, непосредственно перед раздачей, медицинским работником осуществляется С- витаминизация III блюда.

3.16. С момента приготовления до отпуска первые и вторые блюда могут находиться на горячей плите не более 2 часов.

3.16.Выдача пищи на группы осуществляется строго по графику. (Приложение 2).

3.17. Непосредственно после приготовления пищи отбирается суточная проба готовой продукции. Суточная проба отбирается в объеме: порционные блюда – в полном объеме; холодные закуски, первые блюда, гарниры, третьи и прочие блюда – не менее 100 г. Пробу отбирают стерильными или прокипяченными ложками в стерильную или прокипяченную стеклянную посуду с плотно закрывающимися крышками (гарниры и салаты – в отдельную посуду) и сохраняют не менее 48 часов при температуре +2 + 6°C в отдельном холодильнике. Посуду с пробами маркируют с указанием приема пищи и датой отбора. Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет старшая медицинская сестра.

 

  1. 4. Организация питания детей в группах

 

4.1.Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

—   в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

—  в формировании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

4.2.Получение пищи на группу осуществляется строго по графику, утвержденному руководителем Учреждения.

4.3.  Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

4.4.  Перед раздачей пищи детям младший воспитатель обязан:

—  промыть столы горячей водой с мылом;

—  тщательно вымыть руки;

—  надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

—  проветрить помещение;

—  сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

4.5.С целью формирования трудовых навыков и воспитания самостоятельности во время дежурства по столовой к сервировке столов могут привлекаться дети с 3 лет, во время дежурства по столовой воспитателю необходимо сочетать работу дежурных и каждого ребенка (например: салфетницы собирают дежурные, а тарелки за собой убирают дети).

4.6.  Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

4.7. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

—   во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом;

—  разливают III блюдо;

—  в салатницы, согласно меню, раскладывают салат (порционные овощи);

—  подается первое блюдо;

— дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

—  по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

—  дети приступают к приему первого блюда;

— по окончании, младший воспитатель убирает со столов тарелки из-под первого;

—  подается второе блюдо;

—  прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

4.8.В группах раннего возраста детей, у которых не сформирован навык самостоятельного приема пищи, докармливают.

 

  1. Порядок учета питания

 

5.1. К началу учебного года руководитель Организации издает приказ о назначении ответственного за питание, определяются его функциональные обязанности.

5.2.  Ежедневно калькулятор  составляет меню-раскладку на следующий день. Меню составляется на основании списков присутствующих детей, которые ежедневно, с 8.00 до 10.00 утра, подают педагоги.

5.3. На следующий день, в 9.00 воспитатели подают сведения о фактическом присутствии воспитанников в группах калькулятору, которая передает их на пищеблок.

5.4. В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления пищи произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительное питание, главным образом детям старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста в виде увеличения нормы блюда.

5.5.С последующим приемом пищи  дети, отсутствующие в Учреждении, снимаются с питания, а продукты, оставшиеся невостребованными возвращаются на склад с оформлением накладных.

5.6. Возврату подлежат продукты: яйцо, консервация /сгущенное молоко, кондитерские изделия, фрукты/.

5.7.  Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детей уменьшают выход блюд, в соответствии с количеством прибывших детей. необходимо предусматривать необходимость дополнения продуктов мясо, овощи, фрукты, яйцо и т.д., на обед, полдник, с оформлением накладных.

5.8. Списание излишков продуктов, невостребованных порций и продуктов ненадлежащего качества осуществляется решением бракеражной комиссии ДОУ с оформлением соответствующего акта, в котором указывается наименования продуктов или блюд, количество продуктов или порций, подлежащих списанию, причина списания, а также то, каким образом были использованы или утилизированы продукты или блюда.

5.9. Учет продуктов ведется в накопительной ведомости. Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении. В конце месяца в ведомости подсчитываются итоги.

5.10.В течение месяца в стоимости дневного рациона питания допускаются небольшие отклонения — от установленной суммы, но средняя стоимость дневного рациона за месяц выдерживается не ниже установленной.

5.11. Начисление платы за питание производится бухгалтерией ДОУ на основании табелей учета посещаемости детей.

5.12. Число дето/дней по табелям посещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании в меню-требовании.

5.13 Бухгалтерия, сверяя данные, осуществляет контроль рационального расходования бюджетных средств.

 

 

 

 

6.Контроль организации питания

 

6.1. При организации питания в ДОУ наибольшее значение имеет производственный контроль за формированием рациона и организацией питания детей.

6.2. Организация производственного контроля за соблюдением условий организации питания в ДОУ осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями «Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением» от 20.12.2006 г., на основании СанПиН 2.4.1.3049-13.

6.3. Система производственного контроля за формированием рациона питания детей включает вопросы контроля за:

— обеспечением рациона питания, необходимого разнообразия ассортимента продуктов промышленного изготовления (кисломолочных напитков и продуктов, соков фруктовых, творожных изделий, кондитерских изделий и т.п.), а также овощей и фруктов – в соответствии с 10-дневным цикличным меню и ежедневным меню-требованием;

-правильностью расчетов необходимого количества продуктов (по меню-требованиям и фактической закладке) – в соответствии с технологическими картами;

— качеством приготовления пищи и соблюдением объема выхода готовой продукции;

— соблюдением режима питания и возрастных объемом порций для детей;

— качеством поступающих продуктов, условиями хранения и соблюдением сроков реализации.

6.4. При наличии отдельных эпизодических замен в рационе питания (по сравнению с утвержденным 10-идневным меню) дополнительно к перечисленным выше формам контроля за формированием рациона питания проводится ежедневный и ретроспективный анализ рациона питания. Для анализа используемого набора продуктов используется специальная ведомость.

6.5. В случае если фактический рацион питания существенно отличается от утвержденного 10-идневного меню, то проводится систематический ежедневный анализ рациона питания (примерного меню и меню-требований) по всем показателям пищевой ценности и набору используемых продуктов, результаты которого заносятся в ведомость для анализа используемого набора продуктов, а также расчеты пищевой ценности рациона с использованием справочников химического состава пищевых продуктов блюд и кулинарных изделий.

6.6. Заведующим совместно с медицинским персоналом и поваром разрабатывается план контроля за организацией питания в ДОУ на учебный год, который утверждается приказом заведующего.

6.7.Основываясь на принципах единоначалия и коллегиальности управления  образовательным учреждением, в целях осуществления контроля организации питания детей, качества доставляемых продуктов и соблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении и раздаче пищи в Учреждении могут создаваться и действовать следующие комиссии:

6.7.1.Комиссия  общественного контроля  организации питания.

Состав комиссии:

-руководитель Учреждения

-заведующий хозяйством

-медицинский работник

-председатель профкома

-представитель родительской общественности

Полномочия комиссии:

-осуществляет контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм при транспортировке, доставке и разгрузке продуктов питания;

-проверяет на пригодность складские и другие помещения для хранения продуктов, а также условия их хранения;

-ежедневно следит за правильностью состояния меню;

-контролирует организацию работы на пищеблоке;

-осуществляет контроль сроков реализации продуктов питания и качества приготовления пищи;

— проверяет соответствие пищи физиологическим потребностям детей в основных пищевых веществах;

-следит за соблюдением правил личной гигиены работниками пищеблока;

-периодически присутствует при закладке основных продуктов, проверяет выход блюд;

-проверяет соответствие объемов приготовленного питания объему разовых порций и количеству детей.

6.7.2.Бракеражнаякомиссия .

Состав комиссии:

-Руководитель Учреждения;

-Медицинский работник

-Повара

Полномочия комиссии:

-проводит органолептическую оценку готовой пищи, т.е. определяет ее цвет, запах, вкус, консистенцию, жесткость, сочность и т.д. с записью в журнале «Бракеража готовой продукции»;

-комиссия имеет право приостановить выдачу готовой пищи на группы, в случае выявления каких-либо нарушений, до принятия необходимых мер по устранению замечаний.

6.8.Ответственность за организацию питания возлагается на работников ДОУ в соответствии с функциональными обязанностями:

6.8.1. Старшая медицинская сестра:

-составление ежедневного меню на основе 10-ти дневного;

-качество приготовления пищи, соответствие ее физиологическим потребностям детей в основных пищевых качествах согласно 10-ти дневного меню;

-ведение Журнала бракеража готовой продукции;

-санитарное состояние пищеблока;

-соблюдение правил личной гигиены работников;

-закладка продуктов на кухне с отметкой в журнале;

-организация питания в группах.

6.8.2.Кладовщик:

-качество доставляемых в Учреждение продуктов с отметкой в Журнале бракеража сырых продуктов;

-организация их правильного хранения;

-соблюдение сроков реализации;

-составление заявок на продукты питания.

6.8.3.Повара:

-качество приготовления пищи, соблюдение технологии приготовления блюд;

-отбор суточной пробы готовой продукции с указанием даты  приёма пищи.

6.8.4.Воспитатели групп:

-формирование культурно-гигиенических навыков у детей при приеме пищи;

-формирование представлений о правильном питании.

6.8.5. Младшие воспитатели:

-соблюдение санитарных правил при получении и раскладки пищи в соответствии с требованием СанПиН.

6.8.6.Заведующийхозяйством:

-хозяйственное обслуживание, пополнение и своевременный ремонт технологического и холодильного оборудования, санитарно-гигиеническое состояние пищеблока.

6.9.К контролю за организацией питания могут привлекаться представители органов самоуправления Учреждения(члены родительского комитета, представители профсоюзного комитета, управляющего совета).

 

  1. Разграничение компетенции по вопросам организации питания

 

7.1. Руководитель Учреждения:

— создаёт условия для организации питания детей;

— несёт персональную ответственность за организацию питания детей в учреждении;

— представляет Учредителю необходимые документы по использованию денежных средств;

7.2.Распределение обязанностей по организации питания между руководителем Учреждения, медицинским работником, работниками пищеблока отражаются в должностной инструкции.

 

  1. Финансирование расходов на питание детей в Организации

 

8.1. Финансовое обеспечение питания отнесено к компетенции руководителя Учреждения.

8.2.Расходы по обеспечению питания воспитанников включаются в оплату родителям, размер которой устанавливается на основании Постановления Администрации г. Костромы.

8.4.Начисление оплаты за питание производится централизованной бухгалтерией на основании табелей посещаемости. Число дето-дней по табелям посещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании в меню-требовании.

8.5. Бухгалтерия, сверяя данные, осуществляет контроль рационального расходования бюджетных средств.

8.6.Расчёт финансирования расходов на питание детей в Учреждении осуществляется наосновании установленных норм питания и физиологических потребностей детей.

8.7.Объёмы финансирования расходов на организацию питания на очередной финансовый год устанавливаются с учётом прогноза численности детей в Учреждение.

 

  1. Делопроизводство

9.1. Журнал «Бракераж сырой продукции».

9.2. Журнал «Бракераж готовой продукции».

9.3. Журнал «Осмотр работников пищеблока и детей на гнойничковые заболевания».

9.4. Журнал санитарного состояния пищеблока.

9.5. Журнал учета витаминизации блюд.

9.6.Журнал «Накопительная ведомость расхода продуктов питания и расчета калорийности».

 

 

  1. Порядок утверждения и внесения изменений в Положение

 

10.1 Настоящее Положение утверждается приказом руководителя Учреждения.

10.2 Изменения и дополнения в настоящее положение вносятся приказом руководителя Учреждения.

10.3.Настоящее положение действительно до утверждения нового.

Приложение 1

ГРАФИК РАБОТЫ ПИЩЕБЛОКА

1-я смена с 6.00 до 14.00

2-я смена с 8.00 до 17.00

Приложение 2

График выдачи

пищи с пищеблока

с 01.09.2019 по 31.08.2020 года

Наименование групп Время выдачи пищи
по возрасту завтрак обед полдник ужин
9 1 младшая «А» 8.00 11.15 15.00 16.00
11 1 младшая «Б» 8.00 11.15 15.00 16.00
10 2 младшая «А» 8.05 11.30 15.00 16.05
8 2 младшая «Б» 8.05 11.30 15.05 16.05
3 Средняя «А» 8.10 12.00 15.05 16.10
4 Средняя «Б» 8.10 12.00 15.05 16.10
2 Старшая «А» 8.15 12.10 15.10 16.15
6 Старшая «Б» 8.15 12.10 15.10 16.15
7 Старшая «В» 8.20 12.20 15.15 16.20
5 Подготовительная к школе «А» 8.20 12.20 15.15 16.20
1 Подготовительная к школе «Б» 8.20 12.20 15.15 16.20

Десятидневное меню

Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 1
Завтрак Каша гречневая с маслом сливочным 100/150
крупа гречнева 46 69
масло сливочное 4,5 7
Чай с сахаром 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
Бутерброд с повидлом 20/20
повидло 10 10
масло сливочное 2,5 2,5
хлеб пшеничный 7,5 7,5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Помидоа свежая 20/30
помидора свежая 20 30
Суп с рыбными консервами 150/200
консервы рыбные 24 32
картофель 42 56
морковь 10 13
лук репчатый 4,8 6,4
крупа рисовая 3 4
масло сливочное 2,3 3
зелень 1,05 1,4
соль 0,09 0,12
Котлета рыбная 50/60
минтай 40 48
хлеб пшеничный 10 11
яйца 3 3,6
молоко или вода 7 8,4
Картофельное пюре 100/120
картофель 84 101
молоко 15 18
масло сливочное 4,5 5,4
Компот из смородины черной 150/180
черная смородина 23 27
сахар 11 14
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Ряженка 180/200
Пряник 15/35
Ужин Свекла отварная порционная 40/60
свекла 40 60
Запеканка из творога 120/160
творог 110 147
крупа манная 7 10
сахар 10 13
яйца 5 6
масло сливочное 5 6
сухари 5 6
сметана 5 6
Сметанный соус 20/20
мука пшеничная 1,5 1,5
сметана 5 5
Кофейный напиток с молоком 150/180
кофейный напиток 2 3
сахар 7 10
молоко 75 90
Хлеб пшеничный 35/50
хлеб пшеничный 33,5 49,5
Фрукт 50/50
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 2
Завтрак Каша Дружба молочная 100/150
крупа рисовая 7,5 11,25
кркпа пшенная 5,5 8,25
молоко 51 77
сахар 3 4
масло сливочное 5 8
Какао с молоком 150/180
какао-порошок 2 2
сахар 8 10
молоко 92 110
Бутерброд с маслом 20/20
хлеб пшеничный 15 15
масло сливочное 5 5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Салат из огурцов и помидоров 20/30
помидоры свежие 10 14
Огурец свежий 7 11
лук репчатый 2 4
масло растительное 1 2
Борщ вегетарианский со сметаной 150/200
свекла 30 40
капуста белокочанная 30 40
морковь 8 10
лук репчатый 2 2,6
картофель 19 25
томатное пюре 2 2,6
мука пшеничная 1,1 1,4
масло растительное 3 4
сметана 3 4
Оладьи из печени по-кунцевски 40/50
печень говяжья 32 40
морковь 4 6
мука пшеничная 6,8 8,5
яйца 6,9 8,6
соль 0,5 0,7
масло сливочное 4,3 5,4
Макароны запеченный с яйцом 80/120
макароны 22,4 34
масло сливочное 3,7 5,6
яйца 10,7 16
молоко 13,3 20
масло растительное 1,1 1,6
Кисель из свежих ягод 150/180
черная смородина 18 22
сахар 11 14
крахмал 5 5
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Снежок 150/200
Крендель сахарный 50/50
Мука пшеничная 28 28
Масло сливочное 7 7
Яйцо 4,53 4,53
Сахар 11 11
Дрожжи свежие 0,2 0,2
Молоко 10 10
масло растительное 0,3 0,3
Ужин Огурец свежий 40/60
Огурец 40 60
Картофельный рулет с овощами 100/120
картофель 90 108
капуста 20 24
масло растительное 5 6
яйца 5 6
сметана 3 3,6
сухари 3 3,6
Чай с молоком 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
молоко 90 90
Хлеб пшеничный 35/50
хлеб пшеничный 36 53
Фрукт 100/100
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 3
Завтрак Каша кукурузная молочная 100/150
крупа кукурузная 20 30
молоко 50 75
сахар 2,5 3,8
масло сливочное 2,5 3,8
Кофейный напиток с молоком 150/180
кофейный напиток 2 3
сахар 7 10
молоко 75 90
Бутерброд с сыром 45/60
сыр костромской 10 15
масло сливочное 5 5
хлеб пшеничный 30 40
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Салат из свежих огурцов 20/30
огурцы свежие 18 27
масло растительное 2 3
Суп куриный с лапшой 160/200
птица обработанная 38 47
морковь 7,9 10,4
лук репчатый 8,3 10,4
соль 0,696 0,82
картофель 48 60
лапша 6,4 8
масло растительное 1,6 2
Кура отварная порционная 40/50
курица 57 71
морковь 1,1 1,4
петрушка 1,7 2,1
Рагу из овощей 100/150
картофель 32 48
масло растительное 4 6
лук репчатый 14 20
морковь 16 24
капуста 22 43
соус томатный 30 45
Компот из кураги 150/180
курага 28 33
сахар 11,3 13,5
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Кефир 170/200
Пирог с мясом 50/50
мука пшеничная 23,9 23,9
сахар 1,7 1,7
масло сливочное 3,8 3,8
яйца 3,5 3,5
соль 0,3 0,3
дрожжи 0,8 0,8
говядина 20,8 20,8
лук репчатый 1,8 1,8
крупа рисовая 2,1 2,1
зелень 0,1 0,1
масло растительное 0,8 0,8
молоко 6,2 6,2
Ужин Помидора свежая порионная 40/60
Помидоры 40 60
Рыба тушенная в томате с овощами 50/60
минтай 31,1 37,3
морковь 8,9 10,7
петрушка 1,4 1,7
лук репчатый 5 6
томатное пюре 3,2 3,9
масло растительное 2,7 3,2
сахар 0,9 1,1
Капуста тушеная 100/120
капуста 105 126
масло сливочное 4,5 5,4
морковь 4 4,8
петрушка 2 2,4
лук репчатый 6 7,2
томатное пюре 8 9,6
мука пшеничная 1,2 1,4
сахар 3 3,6
Чай с лимоном 150/180
чай 0,4 6
сахар 7 10
лимон 3,5 7
Хлеб пшеничный 20/30
хлеб пшеничный 21 28
Фрукт 100/100
Соус томатный 30/45
масло сливочное 1,8 2,7
мука пшеничная 1,4 2
морковь 1,8 2,7
лук репчатый 0,6 0,9
петрушка 0,3 0,45
томатное пюре 4,5 6,8
сахар 0,3 0,5
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 4
Завтрак Каша геркулесовая молочная 160/210
крупа «Геркулес» 23,1 30,8
молоко 99 132
сахар 5 5
масло сливочное 5 5
Чай с сахаром 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
Бутерброд с повидлом 20/20
повидло 10 10
масло сливочное 2,5 2,5
хлеб пшеничный 7,5 7,5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Салат из зеленого горошка 20/30
зеленый горошек 19 29
масло растительное 1 1,5
петрушка 0,2 0,3
Рассольник ленинградский с мясом и сметаной 150/200
мясо бескостное 38 50
морковь 7,9 10,6
лук репчатый 4,9 6,6
соль 0,69 0,92
картофель 45 60
крупа рисовая 3 4
огурцы соленые 9 12
масло растительное 3 4
сметана 3 4
«Ёжики» из говядины с рисом 40/50
говядина 18 22
крупа рисовая 2,4 3
лук репчатый 8,4 10,5
масло сливочное 4 5
мука пшеничная 2 2,5
соус молочный 12 15
Запеканка капустная 80/100
капуста 83,2 104
масло сливочное 5,6 6,7
яйца 5,6 6,7
крупа манная 11,2 13,3
сухари 2,4 3,3
сметана 2,4 3,3
Соус сметанный 12/20
Компот из изюма 150/180
изюм 24 29
сахар 11,3 13,5
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Ряженка 150/200
Ватрушка с повидлом 50/50
мука пшеничная 26 26
сахар 1,3 1,3
масло сливочное 1,1 1,1
молоко 10 10
яйца 2,25 2,25
соль 0,4 0,4
дрожжи 0,8 0,8
повидло 25 25
Ужин Салат из свеклы с сыром 40/60
свекла 34 50
сыр 3 4
масло растительное 4 6
Мясо отварное/сосиска отварная 30/1шт
говядина 49
морковь 1,5
лук репчатый 1,2
Картофельное пюре 80/100
картофель 67 84
молоко 12 15
масло сливочное 3,6 4,5
Напиток из шиповника 150/180
шиповник 15 18
сахар 7 10
Хлеб пшеничный 45/60
хлеб пшеничный 43,5 60,5
Фрукт 100/100
Соус молочный 12/15
молоко 6,0 8
мука пшеничная 1,3 1,7
масло сливочное 1,3 1,7
Соус сметанный 12/20
мука пшеничная 0,9 1,5
сметана 3 5
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 5
Завтрак Каша пшеничная молочная 160/210
крупа пшеничная 30 40
молоко 95 126
сахар 5 5
масло сливочное 5 5
Кофейный напиток с молоком 150/180
кофейный напиток 2 3
сахар 7 10
молоко 75 90
Бутерброд с маслом 20/20
хлеб пшеничный 15 15
масло сливочное 5 5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Икра кабачковая 20/30
Щи из свежей капусты с мясом и сметаной 150/200
мясо бескостное 40 54
морковь 10 12,7
лук репчатый 8 10,7
соль 0,69 0,92
капуста 30 40
картофель 18 24
томатное пюре 2 2
масло растительное 3 4
сметана 3 4
Котлета мясная 40/50
свинина 29 37
хлеб пшеничный 7 9
сухари 4 5
масло сливочное 3 3
молоко или вода 9 12
Картофель тушенный в соусе 100/120
картофель 92 110
масло растительное 5 6
лук репчатый 5 6
морковь 5 6
соус сметанный 20 24
Компот из яблок с лимоном 150/180
яблоки 38 45
лимон 5 6
сахар 15 18
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Снежок 180/200
Печенье 10/30
Ужин Огурец свежий 40/60
огурец свежий 40 60
Фрикадельки рыбные 60/70
минтай 48 56
хлеб пшеничный 8 10
яйца 6 7
молоко или вода 12 14
Рагу из овощей 80/100
картофель 26 32
масло растительное 3 4
лук репчатый 11 14
морковь 13 16
капуста 18 22
соус томатный 24 30
Чай с лимоном 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
лимон 3,5 7
Хлеб пшеничный 20/35
хлеб пшеничный 21 34
Фрукт 50/50
Соус сметанный 20/24
мука пшеничная 1,5 1,8
сметана 5 6
Соус томатный 24/30
масло сливочное 1,4 1,8
мука пшеничная 1,1 1,4
морковь 1,44 1,8
лук репчатый 0,48 0,6
петрушка 0,24 0,3
томатное пюре 3,6 4,5
сахар 0,2 0,3
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 6
Завтрак Запеканка манная 100/120
крупа манная 23 27,6
сахар 4 4,8
яйца 3,5 4,2
масло растительное 2 2,4
сметана 2 2,4
Чай с сахаром 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
Бутерброд с сыром 45/60
сыр 10 15
масло сливочное 5 5
хлеб пшеничный 30 40
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Салат из свежих огурцов 20/30
огурцы свежие 18 27
масло растительное 2 3
Борщ вегетарианский со сметаной 150/200
свекла 30 40
капуста белокочанная 30 40
морковь 8 10
лук репчатый 2 2,6
картофель 19 25
томатное пюре 2 2,6
мука пшеничная 1,1 1,4
масло растительное 3 4
сметана 3 4
Зразы рыбные 40/50
минтай 24 30
хлеб пшеничный 6,4 8
молоко или вода 6,8 8,5
яйца 1,6 2
морковь 4 5
зелень 0,5 0,7
масло сливочное 2 2,5
лук репчатый 8 10
Картофельный рулет с овощами 80/100
картофель 72 90
капуста 16 20
масло растительное 4 5
яйца 4 5
сметана 2,4 3
сухари 2,4 3
Компот из смородины черной 150/180
черная смородина 23 27
сахар 11 14
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Ряженка 150/200
Булочка веснушка 50/50
Мука пшеничная 35,7 35,7
Сахар 5,7 5,7
Джожжи прессованные 1,1 1,1
Соль йодированная 0,3 0,3
Масло сливочное 3,2 3,2
Яйца для смазки 1,1 1,1
Изюм 1,8 1,8
Молоко 14,3 14,3
Ужин Помидора свежая 40/60
Помидора свежая 40 60
Сырники из творога 150/200
творог 150 200
мука пшеничная 20 26
масло растительное 6 8
яйца 6 8
Повидло 10/20
Чай с молоком 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
молоко 90 90
Хлеб пшеничный 15/20
хлеб пшеничный 14,6 20
Фрукт 50/50
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 7
Завтрак Омлет 120/150
яйца 73,6 92
молоко 46,2 57,7
масло сливочное 9,2 11,5
Кофейный напиток с молоком 150/180
кофейный напиток 2 3
сахар 7 10
молоко 75 90
Бутерброд с повидлом 20/20
повидло 10 10
масло сливочное 2,5 2,5
хлеб пшеничный 7,5 7,5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Огурец свежий 20/30
Огурец свежий 20 30
Щи из свежей капусты 150/200
мясо бескостное 40 54
морковь 10 12,7
лук репчатый 8 10,7
соль 0,69 0,92
капуста 30 40
картофель 18 24
томатное пюре 2 2
масло растительное 3 4
сметана 3 4
Бефстроганов из говядины 40/50
говядина 32,0 40,0
морковь 3,0 4,0
лук репчатый 0,8 1,0
петрушка 0,5 0,7
соус сметанный 20,0 25,0
Картофель запеченный в сметанном соусе 100/120
картофель 69 82
масло сливочное 4 5
соус сметанный 42 50
сыр 1,7 2
Кисель из свежих ягод 150/180
черная смородина 18 22
сахар 11 14
крахмал 5 5
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Снежок 180/200
Печенье 10/30
Ужин Салат из свеклы отварной 40/60
свекла 38 57
масло растительное 2 3
Котлета мясная 40/50
свинина 29,3 37
хлеб пшеничный 7,3 9
сухари 4,0 5
молоко или вода 9,3 12
масло сливочное 2,7 3
Макароны отварные 120/180
макаронные изделия 40,8 61,2
масло сливочное 5,4 8,1
Чай с лимоном 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
лимон 3,5 7
Хлеб пшеничный 50/50
36,2 51,5
Соус сметанный 20/25
мука пшеничная 1,5 1,88
сметана 5 6
Соус сметанный 42/50
мука пшеничная 3,15 3,75
сметана 11 13
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 8
Завтрак Каша рисовая молочная 160/210
крупа рисовая 23,1 30,8
молоко 99 132
сахар 5 5
масло сливочное 5 5
Какао с молоком 150/180
какао-порошок 2 2
сахар 8 10
молоко 92 110
Бутерброд с маслом 20/20
масло сливочное 5 5
хлеб пшеничный 15 15
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Икра кабачковая 20/30
Икра кабачковая 20 30
Суп картофельный с рисом и курицей 150/200
курица 38 50
морковь 8 10,6
лук репчатый 8 10,6
соль 0,69 0,92
картофель 45 60
крупа рисовая 3 4
масло растительное 1,5 2
Котлета куриная 50/50
курица 37 37
хлеб пшеничный 9 9
сухари 5 5
масло сливочное 1,7 1,7
молоко или вода 13 13
Капуста тушенная 100/120
капуста 105 126
масло сливочное 4,5 5,4
морковь 4 4,8
петрушка 2 2,4
лук репчатый 6 7,2
томатное пюре 8 9,6
мука пшеничная 1,2 4
сахар 3 3,6
Компот из изюма 150/180
изюм 24 29
сахар 11,3 13,5
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Кефир 150/200
Булочка домашняя 50/50
мука пшеничная 34,2 34,2
сахар 7,5 7,5
масло сливочное 7,5 7,5
молоко 14,2 14,2
яйца 1 1
соль 0,3 0,3
дрожжи 0,8 0,8
Ужин Винегрет овощной 100/120
картофель 22 26,4
свекла 15 18
морковь 10 12
огурцы соленые 30 36
лук репчатый 15 18
масло растительное 10 12
Рыба отварная 60/60
минтай 73 73
лук репчатый 1,7 1,7
морковь 1,7 1,7
Чай с молоком 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
молоко 90 90
Хлеб пшеничный 20/45
хлеб пшеничный 27 44
Фрукт 100/100
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 9
Завтрак Каша пшенная молочная 160/210
крупа пшенная 30 40
молоко 95 126
сахар 5 5
масло сливочное 5 5
Кофейный напиток с молоком 150/180
кофейный напиток 2 3
сахар 7 10
молоко 75 90
Бутерброд с сыром 45/60
хлеб пшеничный 30 40
сыр 10 15
масло сливочное 5 5
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Салат из свежих помидоров 20/30
помидоры свежие 18 27
масло растительное 2 3
Свекольник с мясом и сметаной 150/200
мясо бескостное 40 54
морковь 8 10,7
лук репчатый 9 11,7
соль 0,6 0,8
свекла 38 51,2
картофель 26 34
масло сливочное 3 4
сахар 1,5 2
томатное пюре 2 2,6
сметана 1,5 2
Рулет из говядины с яйцом и луком 40/50
говядина 21,3 26,7
хлеб пшеничный 4 5
яйца 4,8 6
лук репчатый 9,3 11,7
масло сливочное 1,3 1,7
петрушка 1,1 1,4
сухари 1,3 1,7
Картофельное пюре 100/120
картофель 84 101
молоко 15 18
масло сливочное 4,5 5,4
Компот из смородины черной 150/180
черная смородина 23 27
сахар 11 14
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Ряженка 180/200
Пряник 15/35
Ужин Огурец соленый 40/60
Огурец соленый 40 60
Рагу из овощей 100/120
картофель 32 38
масло растительное 4 5
лук репчатый 14 17
морковь 16 19
капуста 22 26
соус томатный 30 36
Чай с сахаром 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
Хлеб пшеничный 20/25
хлеб пшеничный 17 23
Фрукт 100/100
Соус томатный 24/30
масло сливочное 1,8 2,2
мука пшеничная 1,4 1,6
морковь 1,8 2,16
лук репчатый 0,6 0,72
петрушка 0,3 0,36
томатное пюре 4,5 5,4
сахар 0,3 0,4
Прием пищи Наименование блюда Ясли Нетто, г. Сад  Нетто, г. Выход блюда
День 10
Завтрак Каша манная молочная 100/170
крупа манная 15,4 26,2
молоко 66 112,2
сахар 2,5 4,3
масло сливочное 2,5 4,3
Чай с молоком 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
молоко 90 90
Бутерброд с маслом и зеленью 20/20
зелень 2 2
масло сливочное 8 8
хлеб пшеничный 10 10
Второй завтрак Сок фруктовый 85/85
Обед Огурец свежий 20/30
Огурец свежий 20 30
Суп картофельный с мясом 150/200
мясо бескостное 35 47
морковь 7,8 10,4
лук репчатый 7,8 10,4
соль 0,59 0,82
картофель 68 90
масло растительное 1,5 2
Тефтели из говядины в молочном соусе 40/50
говядина 19,6 24,5
хлеб пшеничный 3,8 4,7
масло сливочное 0,9 1,2
лук репчатый 9,2 11,5
соус молочный 12 15
Запеканка капустная 80/120
капуста 83,2 124,8
масло сливочное 5,6 8
яйца 5,6 8
крупа манная 11,2 16
сухари 2,4 4
сметана 2,4 4
соус сметанный 12 24
Компот из яблок с лимоном 150/180
яблоки 38 45
лимон 5 6
сахар 15 18
Хлеб ржаной 34/43
Полдник Снежок 150/200
Пирог с капустой 50/50
мука пшеничная 23,7 23,7
сахар 1,7 1,7
масло сливочное 4,6 4,6
молоко 6,2 6,2
яйца 6,8 6,8
соль 0,3 0,3
дрожжи 0,8 0,8
капуста 25 25
зелень 0,2 0,2
масло растительное 0,8 0,8
Ужин Салат из свеклы с чесноком 40/60
свекла 36 54
чеснок 0,2 0,3
масло растительное 4 6
Рыба тушенная в томате с овощами 60/70
минтай 37 44
морковь 11 13
петрушка 1,7 2
лук репчатый 6 7
томатное пюре 4 5
масло растительное 3,2 3,8
сахар 1,1 1,3
Картофель запеченный в сметанном соусе 80/100
картофель 55 69
масло сливочное 3 4
соус сметанный 34 42
сыр 1 1,7
Чай с лимоном 150/180
чай 0,4 0,6
сахар 7 10
лимон 3,5 7
Хлеб пшеничный 35/55
хлеб пшеничный 37,2 53,3
Фрукт 50/50
Соус молочный 12/15
молоко 6,0 7,5
мука пшеничная 1,3 1,7
масло сливочное 1,3 1,7
Соус сметанный 34/42
мука пшеничная 2,55 3,15
сметана 9 11
Соус сметанный 12/24
мука пшеничная 0,9 1,8
сметана 3 6


КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ

«Кормите ребёнка правильно!»

Реализуемый проект:

«Формирование основ здорового питания»

Полное название проекта: «Формирование основ здорового питания»

Участники проекта: Воспитанники старшей группы, их родители, воспитатели.

Возраст детей: 5-6

Вид проекта: познавательно-исследовательский

краткосрочный, групповой

Сроки реализации:

Январь 2019г – март 2020г (3 месяца)

Актуальная проблема проекта:

Родители зачастую не способствуют формированию положительного взгляда на правильное питание. Отмечается низкий уровень знаний родителей о ценности здорового питания, не все родители заботятся о своем здоровье и здоровье детей. Поэтому так важно, как можно раньше сформировать у детей правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Для чего нужно правильно питаться?

Цель проекта: Формирование у старших дошкольников представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Главным в проекте является сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье, как с помощью правильного питания и полезных для организма человека продуктов укрепить свое здоровье. Научить детей осознанно подходить к своему питанию. Во взаимодействии с родителями сформировать понимание огромной значимости правильного и рационального питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья.