Конспект занятия по экспериментированию  «Свойства бумаги»

Конспект занятия по экспериментированию 

«Свойства бумаги»

Цель: формирование познавательной активности у детей младшего возраста через экспериментирование.

Задачи: провести исследовательскую деятельность, узнать, какими свойствами обладает бумага, формировать навыки правильного использования раздаточного материала.

 

Взрослый:

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» – солнцу и птицам.
«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнемся  и скажем: Доброе утро!

Сегодня мы  поговорим об одном материале. А о каком, мы узнаем, отгадав загадку:

Я бела, как снег

Дружу с карандашом

Где он пробегает

След свой оставляет (бумага)

В нашей жизни мы очень часто встречаемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу?

Возможные ответы детей: для рисования, печатают книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем лицо и руки, делаем коробки, упаковку.

Взрослый: Как вы думаете, всегда ли существовала бумага? А вот послушайте, что я сейчас вам расскажу! (краткая история с демонстрационным материалом)

Раньше у людей бумаги не было, но им, как и нам, очень хотелось писать и рисовать, поэтому стали рисовать на камнях, (показываю, как рисовали на камнях металлическим стержнем). Затем начали писать на глиняных табличках острыми палочками (показываю). Но это было очень тяжело и занимало много времени. Прошло много лет, и люди научились изготавливать бумагу, которую мы с вами используем и в настоящее время.

А какими волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас и узнаем. Я предлагаю  нам отправится в лабораторию, где мы и проведем настоящие эксперименты.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, покружиться,

То в лаборатории можно очутиться

Здесь есть свои правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему соседу, бегать, а нужно внимательно слушать.

Посмотрим сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая). Она вся разная. Посмотрим на нее, потрогаем.Какая она на ощупь, по цвету?

Дети совместно со взрослым рассматривают, определяют и отвечают.

Взрослый: сейчас мы проведем эксперименты и узнаем о других свойствах бумаги. Давай подойдем к столу.

(подходим к следующему столу, на нем лежат салфетки, бутылки пластиковые, трубочки – все по количеству детей, а также 1 бутылка и трубочка для взрослого, камешки)

  1. А может ли бумага летать? (ответы ). А вот это мы сейчас узнаем. Давай возьмем салфетки и нарвем их на мелкие кусочки и насыплем в бутылочки. А  какая она салфетка? (ответы ).

Взрослый помогает (легкая, легко рвется, какая по цвету, на что похожа по форме?).  Теперь возьмем  по одной трубочке и вставим ее в бутылочку и подуем в нее. Что мы  увидели? (ответы ).

Какой вывод можно сделать после этого эксперимента? Бумага легкая и может летать на ветру, как снежинки! А для сравнения я сейчас  покажу еще один эксперимент. Я насыплю в бутылочку предметы из других материалов (камешки, палочки) и попробую тоже на них подуть.  Что же получается? Предметы совсем не двигаются, а почему? (ответы ). Потому что они тяжелее, чем бумага.

  1. Продолжим дальше изучать свойства бумаги. Подойдем к следующему столу. Что же здесь у нас такого интересного? Перед нами лежат листочки бумаги. Давай мы послушаем, как звучит бумага? Возьмем листочки, пошуршим ими и послушаем. Что происходит? Бумага шуршит, скрипит. А почему она издает звуки? (ответы )

Мы как следует сомнем наши листочки, сделаем комочки бумаги, и они пригодятся нам для следующего опыта.

Физкультминутка (пальчиковая гимнастика):

Лист бумаги мы сжимаем,

И ладошки разминаем.

Мы стараемся, катаем,

Дружно в шарик превращаем.

Не дадим мы им скучать,

Будем в воду их бросать.

  1. Перед нами таз с водой. Что может произойти с бумагой в воде? Ответы ребенка. Проверим. Бросаем наши шарики в воду. А пока у нас здесь происходит эксперимент, мы продолжим наши исследования, а потом вернемся обратно.

(Дети(ребенок) садятся за стол, где  лежат заготовки – квадраты из цветной бумаги, карандаши).  Теперь вы знаем, что бумага обладает различными свойствами. Давай еще раз вспомним какими.

-рвется, мнется, шуршит, легкая, может складываться

А сейчас я предлагаю  сделать на память о нашем интересном путешествии небольшие поделки из бумаги. Мы уже  узнали, что бумага очень легко складывается, поэтому мы сейчас ее будем сгибать особенным способом. Перед нами лежит бумага, из которой может получится фигурка, если ее правильно согнуть. Кто мне подскажет, какой по форме наш листочек. (ответ детей). Правильно квадратной. Сейчас мы  согнем наш квадрат пополам от уголка к уголку и получим какую фигуру? (ответ – треугольник) Правильно. А сейчас нам нужно каждый уголочек загнуть вниз, вот так, и у нас получатся ушки. И чтобы наша собачка стала веселой, нарисуем ей глазки и носик.  Какие красивые, добрые и веселые собачки из бумаги у нас получились.

А сейчас  подойдем к столу и посмотрим, что получилось с бумагой, которую мы опустили в таз с водой. Она намокла, стала непрочной.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, покружиться

То дома можно снова очутиться

Взрослый:  А где мы были сегодня? С чем познакомились? Что узнали про бумагу? Какая бумага бывает? Что с ней можно делать?  Почему из бумаги не шьют одежду? Не строят дома? (она непрочная, боится воды, легкая). Поэтому  не будем забывать, о том, что бумагу можно легко повредить. Мы должны аккуратно читать книги!  На этом наше исследование закончилось, но о бумаге мы и дальше будем узнавать что-то новое и интересное!