Консультация для родителей на тему: «Пальцы помогают говорить»

Консультация для родителей на тему:

«Пальцы помогают говорить»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Ещё во ІІ веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – ещё одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определённые точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а  мизинца – на работе сердца. Центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, в головном мозге человека расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития руки с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребёнка. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев».

И наши предки наверняка о чём-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Весёлое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций – это три.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Предлагаем Вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Помните, что обучение лучше превратить в игру, не отступайте, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить ребенка.

  1. Лепка из разных материалов (пластилин, глина, солёное тесто, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев. Лепите колбаски, колечки, шарики, геометрические фигуры, буквы, цифры.

Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Вы можете лепить мелкие детали сами, а малыш может собирать готовую композицию.

Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игры в снежки, а летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

  1. Рисование, раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников. Некоторые педагоги и психологи предлагают для развития моторики упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в акварельную краску или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги. Этими упражнениями можно заниматься с 2 лет. Плюс занятий состоит в том, что малыш видит результаты своего «творчества» и счастлив. От таких игр ребенок получит только пользу и хорошее настроение. Минус таких занятий: необходимо специально оборудовать место, ребенок может испачкаться, разлить воду.

Родителям следует обращать внимание на рисунки своих детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка – похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Разнообразьте тематику детских рисунков, обратите внимание на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

Прекрасным средством для развития мелкой моторики ребёнка являются раскраски. Можно использовать также и трафареты, которых сейчас много в продаже, но, в принципе, их легко изготовить и

самим.

  1. Игры с бумагой, вырезывание, аппликация. Они доступны детям с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и Вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится.

С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе.

 

Игра на вырезание узоров из сложенных в несколько раз листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни криво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку. Например, можно показать ребенку, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как малыш сделает много разных снежинок, скажите, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Дайте ребенку карандаши, фломастеры и предложите подарить снежинкам разноцветные платья, пусть ребенок раскрасит их.

  1. Изготовление поделок из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов.
  2. Игры с конструктором, мозаикой. Развивают не только образное мышление, но и фантазию, мелкую моторику.
  3. Игры с пуговицами и бусинами – отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки, макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». Затем поучите ребенка выкладывать из бус контуры предметов, сердечко, спираль, буквы, цифры и т.д.

Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую – разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький. Можно предложить ребенку поучиться застегивать-расстегивать различные кнопочки, крючки.

Помните, что все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

  1. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  2. Завинчивание крышек банок и пузырьков.
  3. Игры с крупами. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, дом, волны, солнце), буквы и т.д.

Предложите ребенку опустить кисти рук в какую-либо емкость, которую вы заполнили каким-то наполнителем (водой, песком, различными крупами,  любыми мелкими предметами). Пусть он перемешивает содержимое, ощупывает его элементы, старается отгадать содержимое емкости.

Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи»

Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

10.Упражнения с прищепками — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения — научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

Поиграйте с малышом — бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

«Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку».

  1. Игры — шнуровки Марии Монтессори — развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности.

В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Можно сказать ребенку, что шнурок — это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на «домике» — наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки — и руки развивает, и учит сосредотачиваться, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «игру-шнуровку» — набор из разноцветных шнурков и какого-нибудь предмета с готовыми дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные  иголку с ниткой и стать «совсем как мама».

  1. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую» и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Пальчиковые игры — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они способствуют не только речевому, но и всестороннему развитию.

Лучшими зарубежными и отечественными специалистами разработаны пальчиковые игры, благодаря которым развиваются речевые центры. Эти игры можно проводить с детьми от 6 месяцев. При разучивании новых игр с ребенком маме необходимо предварительно выучить текст, движения, рассказать ребенку о новой игре. Забавные стишки, особенно те, в которых присутствует имя ребенка, родители могут придумывать самостоятельно. Обязательное условие — сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В игре должен быть задействован каждый пальчик, а кисть ребенка должна сжиматься и раскрываться поочередно.

В 3-4 года задействуем все пальцы. После 4 лет вводим в игру симметричные и несимметричные движения рук. К 5 годам усложняем движения – правая и левая руки одновременно производят разные действия. Отводите на пальчиковые игры время ежедневно, понемногу: 5 – 10 минут в день вполне достаточно.

Например, предложите детям загибать и разгибать в кулачок пальчики обеих рук – игра «Домик». Можно использовать потешку:

Этот пальчик – дедушка.

Это пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Другое упражнение можно выполнять в разных вариантах: начинаем загибать пальцы то на левой, то на правой руке, начинаем с мизинца или с большого пальчика.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик – прыг в кровать.

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Пальчиковый театр-это увлекательная дидактическая игра, которая:

  1. стимулирует развитие мелкой моторики;
  2. знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;
  3. помогает развивать пространственное восприятие (понятия справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);
  4. развивает воображение, память, мышление и внимание;
  5. помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  6. формирует творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями.

Используя пальчиковый театр, можно обыгрывать самые разнообразные сказки, как знакомые, так и придумывать свои истории.

  1. Теневой театр. Попросите малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стенке появится попугай. Если распрямить ладонь, а затем согнуть указательный палец и оттопырить мизинец, на стенке появится собака.
  2. Штриховка — способствует подготовке руки к письму, предлагается детям старшего дошкольного возраста. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Задания со штриховкой выполняются на нелинованной бумаге. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Виды штриховки:

раскрашивание короткими частыми штрихами;

раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

штриховка длинными параллельными отрезками.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.

  1. Графические диктанты (рисование по клеточкам) — очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.

Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

  1. Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т.д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Научите ваших детей всему, что умеете сами!

 

Какие же еще игры и упражнения вы можете проводить в домашних условиях?

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят».

Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

«Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?».

 Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим «сруб» из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Из счетных палочек можно выкладывать самые разнообразные предметы, цифры, буквы.

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

«Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех».

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого. Дайте в руки ребенку карандаш с гранями на поверхности. Пусть он перекатывает его между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Такие занятия, как катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности – дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.

Пазлы – красочные картинки, интересны и любимы детям. Они разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей рук.

«Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.

На правой и левой руке «нарисуйте» или «напишите» какую-нибудь фигуру, цифру или  букву. Пусть ребенок опознает их.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Используйте творческий подход, занимаясь со своим любимым малышом: все занятия сопровождайте сказками, придумываемыми по ходу действий. Речевое подкрепление увлекательных действий удвоит эффект.

Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с ребенком за руку, немного помассируйте его ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями и собрать мелкие камешки пальчиками в ведёрко, готовите из теста – выделите кусочек. Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, помогут Вам добиться хороших результатов.

 

Весёлых игр Вашему ребенку и его маленьким пальчикам!