Способствуют ли мультики развитию ребенка? (педагог-психолог Пикулина Н.Ю.)

Способствуют ли мультики развитию ребенка?

В современной мультипликации персонажи часто не только не соответствуют реальному внешнему миру, но уродливы и внешне отвратительны. Ребенок, видя на экране таких героев, старается им подражать, поскольку механизмы имитации у детей рефлекторные, следовательно, поведенчески он копирует тех, кого вы ему сами показали… В дальнейшем проявляется не только поведенческое подражание, но и эмоциональное. А кого только не придумала современная индустрия мультиков от всевозможных колдунов до инопланетных существ, для ребенка все увиденное – это реальность, для малыша еще нет грани реального и условного. Задумайтесь, какую реальность вы выбираете своим детям…

Когда ребенок видит в мультике агрессию, повторяющуюся многократно, да еще и сопровождаемую красивыми, яркими картинками, это приводит к выработке соответствующей модели поведения. Малыш не переживает таких обычных и необходимых человеческих эмоций как боль, сочувствие, сопереживание, сострадание. В мультфильмах все, наоборот, вместо данных эмоций ребенок получает удовольствие от удара, оскорбления, такая сцена может вызывать даже смех.

Каков же механизм воздействия мультфильмов на ребенка? Яркие и красочные картинки стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов, происходящих благодаря скорости, эффекту «мелькания», колоритности образа. Данный факт способствует развитию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Какие же качества может развить чрезмерное общение с телевизором?

  • Подавление воли и сознания

Воздействие телевизора на детскую психику подобно воздействию наркотиков. Американский психолог А.Мори считает, что просмотр телевизора у ребенка производит гипнотическое оцепенение. Что и способствует подавлению воли и сознания.

  • Повышенная склонность к внушаемости

В рейтинге наибольшего вреда детской психики первое место занимают вовсе не кровавые боевик, глупые сериалы или даже мультики, а реклама. Она всегда красочная и броская, в ней всегда все улыбаются, радуются – это вызывает у ребенка ощущение маленького праздника. Реклама направлена на внушение установки на покупку предмета или услуги, часто ребенок даже не понимает, что именно там предлагается, но на подсознательном уровне установка усваивается. Это и приводит в дальнейшем к повышенной склонности к внушаемости во всех сферах жизни вашего ребенка. Такому малышу будет трудно объяснить, почему нельзя идти с незнакомым дядей или тетей, если они улыбаются, да еще предлагают конфетку или воздушный шарик. Вам нужны такие проблемы в дальнейшем?

  • Пассивность

В норме у ребенка большой запас энергии, который необходимо направлять на исследование и познание окружающего мира. Для того что бы понять как работает тот или иной предмет они могут повторить одно и тоже действие очень много раз. Общение же с телевизором не предполагает умственной активности, ребенок пассивный зритель, он только получает информацию в виде чередующихся картинок и не учится ее анализировать. А без активной умственной деятельности не возможно развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.

  • Инфантилизм

На экране телевизора перед ребенком предстают красивые миры, в которых все радуются, не имеют проблем и забот. И у малыша формируется представление, что так происходит и в жизни. Когда в дальнейшем такой ребенок понимает, что необходимо нести ответственность за свое поведение и поступки он стремится спрятаться в тот красочный мир, который он видел в детстве. Во взрослой жизни это проявляется в обидчивости, застенчивости, неумении оценивать свои поступки, принимать ответственность.

Кроме психологического вреда, необходимо учитывать и вред, наносимый физическому развитию ребенка:

  • повышенная утомляемость,раздражительность, вследствие истощаемости нервной системы;
  • расстройство сна, снижение памяти и внимания;
  • регрессивные изменение в костно-мышечной системе;
  • развитие близорукости.

Но нельзя, же ребенка вообще отгородить от телевизора, чтобы не навредить развитию, важно соблюдать следующие рекомендации:

  • Нельзя полностью запрещать ребенку общение с телевизором

Как известно запретный плод сладок, ребенок будет всячески стремиться уловить момент и хоть немножко посмотреть, что же там такое.

  • Телевизора не должно быть много

Просмотр телепередач должен быть ограничен. Важно чтобы ребенок знал об этом ограничении. Желание смотреть телевизор детьми подобен снежному кому – чем больше смотришь, тем больше хочется. А для того, чтобы выключение не сопровождалось истерикой у ребенка, необходимо отвлечь его чем-то, например развивающей игрой

  • Меньше свободного времени

Важным моментом является доступность для ребенка игрушек, инструментов для лепки и рисования, книжек и раскрасок. Малыш может и не вспомнить про телевизор, когда у него будет такой выбор в свободном доступе.

Важно не только задуматься над содержанием того, что смотрит ваш малыш, но и сколько ребенок проводит времени с телевизором. Невропатологи рекомендуют придерживаться следующей градации:

-Детям до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или есть нарушения в развитии нервной системы и головной мозга то и до 5-6 лет телевизор смотреть не следует;

-здоровые дети 3-4 летмогут смотреть детские передачи около 15 мин;

5-6летние дети не должны пребывать у телевизора более 30 мин.;

6-7 летние дети способны смотреть телевизор без отягощающих последствий 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

Следует помнить, что ни какая телевизионная передача не способна заменять маму и развивать малыша, соответственно его возрасту. Для того чтобы телевизор имел развивающий эффект необходимо, чтобы взрослый человек объяснял что происходит, почему, зачем и как именно.