Занятие по развитию речи на тему: «Весна в картинах  русских художников».

Занятие по развитию речи на тему: «Весна в картинах  русских художников».

Здравствуйте дорогие родители! Занятие, которое мы предлагаем сегодня, не только поможет ребенку научиться составлять повествовательный рассказ по картине, но и познакомит детей с искусством русских художников.

Мы будем развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

Ход работы. В ходе работы взрослый задает ребенку наводящие вопросы. Ребенок должен постараться ответить полным связанным предложением.

Взрослый читает ребенку стихотворения о весне.

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?

Как ты думаешь, о каком времени года идет речь. (весна)

Конечно  это весна!

Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами русских художников о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.

Покажите ребенку репродукции картин И.И. Левитана «Весна. Большая вода» и А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Как ты думаешь, в каком жанре написаны эти картины? (пейзаж)

Пейзаж — это изображение природы.

Сначала показывайте картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Эту красивую картину написал русский художник Саврасов. А называется она «Грачи прилетели». Что мы на ней видим?(ответ ребенка) Как ты думаешь, какой период весны изобразил художник? (ответ ребенка)

Ранняя весна. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане, на тающем снегу у пруда кривые старые березы. На их ветках расположились гнезда грачей.

По каким признакам можно определить, что на картине весна?

Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Каких красок больше?

Как бы ты назвал эту картину?

Если бы ты мог проникнуть в картину, какие бы звуки ты там услышал?

А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».

Показываем репродукцию картины.

Посмотри на эту картину и скажи, какое явление природы здесь изображено? (Разлив реки, половодье).Почему вода вышла из берегов?

Когда бывает половодье? ( В апреле.)

Что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.)

Какие цвета художник использовал  чаще всего? (Оттенками синего и желтого.)

Что ты чувствуешь, глядя на эту картину?

Что изображено на переднем плане? (размытый водой берег, рядом с ним лодочка, разлив реки, деревья, которые отражаются в воде)

Что изображено слева? (изогнутый берег и часть леса, не размытая водой)

Как ты думаешь, почему вода не размыла эту часть леса?

Что изображено в середине картины и справа? (деревья, которые утонули в воде)

Какие деревья? (берёзки, ёлочка и осина).

Какие деревья преобладают? (берёзы)

Что изображено на заднем плане? (старые домишки, утонувшие в воде и несколько домов на пригорке, которые уцелели).

Почему некоторые домишки уцелели? Где они находятся?

А теперь попробуйте сравнить два пейзажа.

Что в картинах общего?

Чем они различаются?

Одинаковые ли краски использовали оба художника?

Одинаково ли изображено состояние природы?

Если бы мы могли послушать картину, то какая бы из них была громче? Почему?

Мы  рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.

В конце задания, мы хотим предложить  ребенку самому нарисовать картину весны.

Рисовать картину мы будем красками. Перед тем, как начать рисовать, нужно вспомнить, какие оттенки (теплые или холодные) использовали художники, какими красками можно передать свое изображение на картине.

После выполнения задания подводим итоги.

О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались  на занятии по этим картинам? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы.)