«Как предупредить отклонения в поведении и развитии ребенка» (педагог-психолог Пикулина Н.Ю.)

«Как предупредить отклонения в поведении и развитии ребенка»

 

 

  • Для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, что отражается на его развитии и поведении.
  • Ребенок получает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому – либо каналу, то это подталкивает его к неадекватным защитным поведенческим реакциям (появляется беспокойство, тревога, гнев, чувство вины и др.)
  • Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен легче адаптировать и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе (он должен чувствовать собственную значимость для других людей; быть уверенным в способности к какому – либо виду деятельности; убежден, что он нравиться другим людям).
  • Помните, что по силе воздействия семейное воспитание превосходит даже влияние очень квалифицированных и опытных педагогов.
  • Микроклимат семьи, эмоциональная связь всех ее членов, помогает ребенку чувствовать себя защищенным от неизвестности и опасности окружающего мира.
  • Ребенок ориентируется на духовные и материальные ценности, которые исповедует семья.
  • Подражая близким людям, ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми (грубость, покладистость, упрямство…).
  • Воспитание ребенка – это, прежде всего, самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от тех, которые постоянно демонстрируешь.
  • Семья оказывает ведущее влияние на формирование полоролевого поведения (формирование психологического пола).
  • Родителям необходимо ясно понимать цели, задачи, пути и средства педагогического воздействия на ребенка, постоянно пополнять свои педагогические знания.
  • Для правильного воспитания в семье необходимо установить единство воспитательных воздействия на ребенка.
  • Необходимо быть авторитетным в глазах ребенка (интересоваться и быть внимательным к жизни ребенка, быть успешным в жизни, тактичным, объединять твердость слова и дела).
  • Уметь сочетать ласку и мягкость, нежность со строгой последовательностью, учитывать возможности ребенка, особенности возраста.
  • Уважать в ребенке человека, его право на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.
  • Исключить из педагогического воздействия на ребенка жестокое обращение с ним в различных формах (физическое; психологическое: открытое неприятие или постоянная критика ребенка; словесные угрозы; преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму, пренебрежение к нуждам ребенка).
  • Можно использовать запрет, необходимо, чтобы он совпадал или предупреждал совершение неправильного поступка. Важно ограничиться кратким, твердым и спокойным замечанием «Нельзя!», отказавшись от развернутой аргументации. Показать свое неудовольствие мимикой, жестами.
  • Можно лишить ребенка каких – либо значимых для него удовольствий (сладостей, новых игрушек и т.п.). Этот метод действенный, если ребенок воспринимает ограничение как справедливое, решение принимается с его согласия и является результатом предварительного уговора с ребенком.
  • «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». (Януш Корчак).