Мир природы Тема: « Обитатели водоемов»

Занятие 2: Мир природы

Тема: « Обитатели водоемов»

 Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Задачи:

-Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.

-Развивать зрительное и слуховое восприятие,  речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.

-Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.

-Воспитывать интерес к природе,  бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

 Материалы  и оборудование:

-пейзаж водоема, клубок

-картинки с изображением растений и животных

-картинка Водяного

Презентация «Обитатели водоема» https://www.youtube.com/watch?v=Svm4b0ZmGWM), презентация: «Все о лягушке».(Подготовила Кирсанова И.Н.)

Ход занятия:

Родитель: Сегодня утром нам пришло письмо. Написано для (ФИО ребенка) старшей группы. Посмотрим от кого?

Открываем письмо. Достаем фото ВОДЯНОГО (рис1).

Ты знаешь кто это?

Ребенок: Водяной.  Правильно.

Читает письмо: «Здравствуй (имя ребенка).  У меня случилась беда: злая колдунья  похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я веселился, играл. Жизнь без них так скучна.  Помоги мне, отыщи моих друзей».

— Что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).

— О чем просит тебя Водяной? (отыскать друзей).

— Хочешь помощь Водяному? (да).

Но как же нам помочь ему вернуть друзей?

Родитель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей, нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы нам туда попасть… вот тебе волшебный клубок».

— Ну, что готов? Тогда в путь.

Друг за другом по тропинке
Повернись вокруг себя
Раз — два, Раз — два
Оглядеться нам пора.

А вот и первое задание. Так, давай посмотрим, что здесь.

Игра: «Кто лишний в нашем пруду».(Рис.2-8)

— Давай, подумаем,  кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик,  Утка, Бобер,  белка,  хомяк,  Рыба.

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.  Водомерка — насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей — это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Щука-(рис.9) хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Окунь(рис.10) — полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Карась(рис.11) питается растениями и личинками насекомых

Карп(рис.12) также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Родитель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

Обсуждение проблемного вопроса.

Родитель: Почему ты не взял другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного? Ответы ребенка.

— Правильно, молодец. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давай поспешим дальше.

Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.

Второе задание «ОТГАДАЙ-КА»

Давай посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я  буду загадывать загадки, а ты постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»   (Лягушка) рис.13

-Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

-А теперь следующая загадка:

ползает наоборот,

задом  наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй   (Рак) рис.14

Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

-По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

на себе свой дом везет? (улитка) Рис.15

Улитка — прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

-Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.) Рис.16

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давай представим, что мы стрекозы. И полетим к третьему заданию.

Динамическая пауза

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз — водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три — нагнулась и присела,

На четыре — улетела.

Игра: « Составь картинку». Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.

В прудах, небольших озерах встречается Жук-плавунец Рис.17

Комар рис.18

Цапля рис. 19

-Жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

-Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

-Цапля — это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает.  Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами,  различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

-А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли.

-Что ж, теперь и самого водяного можно позвать.  Дорогой Водяной. Мы возвращаем тебе твоих друзей.

Водяной: Спасибо, ребята.

Молодцы, мы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей — обитателей водоема. А, Водяной это реальный персонаж или сказочный?  Возможно ли встретить его на самом деле? Почему ты так думаешь?

— Как ты думаешь, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы ребенка)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок.

А можно аквариум нарисовать!

Вот вам, ребята и задание: Нарисуйте аквариум с обитателями, или сделайте аппликацию. Ждем ваших фоторисунков!