Занятие на тему «Рыбы»
Занятие на тему «Рыбы» в средней группе
Задачи:
- формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т.д.
- активизация и обогащение словарного запаса детей.
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Предварительная работа:
- Рассматривание аквариума – водной экосистемы.
- Наблюдения за аквариумными рыбками.
- Знакомство с моделями «Рыбы», «Кто живет в пруду».
4. Чтение художественной литературы: А.С.Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных и речных рыб. - Просмотр видеофильма «На реках и водоёмах», «Рыбы. Энциклопедия для детей».
Ход:
Показать атлас мира, обратить внимание на то, что на карте много голубого цвета. Что на атласе обозначает голубой и синий цвета?
Это вода: океаны, реки, озёра.
А, вы знаете, кто заселяет эти водные просторы? (Высказывания детей.)
— Да, это не просто вода. Это дом, где живут самые разные существа. Назовите их.
Ответы детей.
Давайте посмотрим на них. (Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных).
Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Это рыбы).
Подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Всех рыб отличают от других животных общие признаки. У рыбы вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.Какая она на ощупь? (Скользкая).
Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
А как дышит рыба под водой? У неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание картинки «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание картинки.
Рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой — браконьер.