Занятие комплексное. Речевое развитие. Тема: «Рыбы»
- Занятие комплексное. Речевое развитие.
Тема: «Рыбы»
Цели:
-Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя; зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться).
-Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.
-Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.
Ход занятия.
- Организация занятия.
Родитель: Скажи пожалуйста, если бы ты попал в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)
Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)
Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)
Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.) (рис.1)
Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)
Где живут рыбы?
Почему им хорошо в водичке?
Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)
Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)
- Пальчиковая гимнастика. (рис.2)
Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими
волнообразные движения, вращая в запястьях в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)
Рыбка золотая,
Посмотрите на неё –
Красивая какая.
- Работа с иллюстрациями.
Предлагаются картинки с изображением рыб.
Родитель: Расскажи, каких ты знаешь рыб. — (Ответы ребенка.)
Покажите, как плавают рыбы. (Руками изображает, как плавают рыбы.)
-Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, Рис.3
меченосец Рис.4, гуппи Рис.5,
гурами Рис.6,
скалярия Рис.7.)
-Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводными.
-Давай рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть.(рис.8) Обрати внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.
-А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.
Посмотри на картинку – это щука.(рис.9) На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом,(рис.10)
и форель , и окунь
А вот карась (рис.13), ёрш (рис.14)
и лещ (рис.15)
– не хищники, он питаются водорослями.
- Беседа по содержанию стихотворения.
Родитель: Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке на воде
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Родитель: О каких животных рассказывается в стихотворении?
Где спят эти животные? (рассуждения ребенка)
Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)
Почему не видно следов рыбок на воде?(рассуждения ребенка)
- Игра «Назови ласково».
Рыба — …
Икра — …
Сом — …
Река — …
Лягушка — …
Хвост — …
Вода — …
Улитка — …
- Анализ слова рыба.
Родитель: Давай сделаем звуковой анализ слова рыба. (1)
Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)
Какой звук ты слышите первым?
Какой звук следует после р?
Следующий звук? (звук б)
И последний звук? (звук а)
Какой он, гласный или согласный?
Каким цветом обозначаются звуки? (2)
- Пальчиковая гимнастика.
Жил да был один налим, (Складывают ладошки, делают ими плавные движения, имитируют движения плавников.)
Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки, делают движения двумя ладонями.)
Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают взмахи ладонями.)
По четыре раза в сутки. И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)
- Самостоятельная работа
— Раскрась рыбок по своему желанию и загадай желание. (Раскраски)
Для самостоятельной работы ребенка предлагаем «волшебные» раскраски Золотой рыбки. Вы спросите: «Почему «волшебные»? Потому, что можно выбрать понравившеюся рыбку, раскрасить ее и загадать заветное желание. Кто верит в чудеса и волшебство, у того желание обязательно исполнится! Желаем вам успехов!
-Какое задание тебе больше всего понравилось?