Занятие комплексное. Речевое развитие. Тема: «Рыбы»

  1. Занятие комплексное. Речевое развитие.

Тема: «Рыбы»

 

Цели:

-Расширение представлений о рыбах, их внешнем виде, образе жизни и повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «рыбы» (рыба, пруд, озеро, аквариум, водоём, море, река, охота, хищник, карп, окунь, сом, щука, туловище, плавник, хвост, жабры, чешуя; зубастый, хищный, длинный, усатый, полосатый, серебристый; ловить, охотиться, плавать, питаться, размножаться, затаиться).

-Развитие мышления, воображения, творческих способностей, познавательной и речевой активности с помощью слова, образных сравнений, имитаций, развитие зрительного восприятия и внимания, артикуляционной моторики, фонематического слуха, координация речи с движением.

-Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки по теме, рыбки-раскраски, цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организация занятия.

Родитель: Скажи пожалуйста, если бы ты попал в подводное царство, что в этом царстве «течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит». (Вода)

Какая в морском царстве вода? (Прозрачная, чистая, теплая.)

Если бы вода была грязной, что бы случилось с ее жителями? (Заболели бы, погибли.)

Кого больше всего в морском царстве? (Рыб.) (рис.1)

Отгадайте, кто это. «У родителей и деток вся одежда из монеток». (Рыбки.)

Где живут рыбы?

Почему им хорошо в водичке?

Что они там делают? (Плавают, ныряют, обгоняют друг друга, зарываются в песок.)

Кто ещё умеет плавать? (Люди, корабли, животные.)

  1. Пальчиковая гимнастика. (рис.2)

Плавает в аквариуме (Ладошка складывают вместе и выполняют ими

волнообразные движения, вращая в запястьях в запястьях вправо-влево, как рыбка хвостиком.)

Рыбка золотая,

Посмотрите на неё –

Красивая какая.

  1. Работа с иллюстрациями.

Предлагаются картинки с изображением рыб.

Родитель: Расскажи, каких ты знаешь рыб. — (Ответы ребенка.)

Покажите, как плавают рыбы. (Руками изображает, как плавают рыбы.)

-Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, Рис.3

меченосец Рис.4, гуппи Рис.5, гурами Рис.6, скалярия Рис.7.)

-Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются пресноводными.

-Давай рассмотрим рыб и поговорим о том, какие части тела у них есть.(рис.8)  Обрати внимание на то, какой разной формы могут быть тело и голова рыбы, какие разные хвосты и плавники.

-А ещё у всех рыб есть жабры для того, чтобы дышать.

Посмотри на картинку – это щука.(рис.9)  На картинке видно, какие острые зубы у щуки. Щука – хищница. Она питается другими рыбами. К хищным относятся и сом,(рис.10) и форель , и окунь

А вот карась (рис.13), ёрш (рис.14) и лещ (рис.15) – не хищники, он питаются водорослями.

  1. Беседа по содержанию стихотворения.

Родитель: Послушай стихотворение Ирины Токмаковой «Где спит рыбка».

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Родитель: О каких животных рассказывается в стихотворении?

Где спят эти животные? (рассуждения ребенка)

Как спит рыбка? (Застывает в траве, возле дна, глаза открыты (нет век, но ничего не видит.)

Почему не видно следов рыбок на воде?(рассуждения ребенка)

  1. Игра «Назови ласково».

Рыба — …

Икра — …

Сом — …

Река — …

Лягушка — …

Хвост — …

Вода — …

Улитка — …

  1. Анализ слова рыба.

Родитель: Давай сделаем звуковой анализ слова рыба.  (1)

Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука.)

Какой звук ты слышите первым?

Какой звук следует после р?

Следующий звук? (звук б)

И последний звук? (звук а)

Какой он, гласный или согласный?

Каким цветом обозначаются звуки? (2)

  1. Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Складывают ладошки, делают ими плавные движения, имитируют движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки, делают движения двумя ладонями.)

Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки. И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

 

  1. Самостоятельная работа

— Раскрась рыбок по своему желанию и загадай желание. (Раскраски)

 

Для самостоятельной работы ребенка предлагаем «волшебные» раскраски Золотой рыбки. Вы спросите: «Почему «волшебные»? Потому, что можно выбрать понравившеюся рыбку, раскрасить ее и загадать заветное желание. Кто верит в чудеса и волшебство, у того желание обязательно исполнится! Желаем вам успехов!

-Какое задание тебе больше всего понравилось?