Эксперименты для детей 3-4 лет в домашних условиях «Кухонные эксперименты»

Эксперименты для детей 3-4 лет в домашних условиях

 

 «Кухонные эксперименты»

На кухне можно занять малыша, дав ему роль «ученого». Пусть попробует:

  • растворить разные продукты в воде, например, сахар, соль, чайную заварку, молотый и растворимый кофе, различные крупы — и сам сделает вывод. Кроме того, растворы соли, сахара и лимонного сока можно проверить на вкус;
  • смешать воду с молоком, вареньем, сгущенкой и с другими продуктами и проверить «прозрачность»;
  • добавить в воду (только нужна прозрачная посуда) несколько ложек растительного масла — оно будет плавать сверху и не смешается с водой.

Именно на кухне важны эксперименты на «горячо—холодно» (на примере воды, холодильника, плиты). Будьте внимательны, пусть малыш от вас узнает, что плита — не игрушечная!

 

 

Какой формы вода?

Для этой игры-эксперимента понадобится несколько емкостей разных форм и объемов, например, пластиковые стаканчики, круглые и прямоугольные лоточки или миски, полиэтиленовый пакет, резиновая перчатка, пластиковая бутылочка из-под шампуня и т. д. Предложите ребенку налить воду в самый большой «сосуд» и обратите внимание на то, что вода приняла ту же форму. Если это был прямоугольный лоток, то и вода как бы «прямоугольная», если круглая миска — вода «круглая». Пусть малыш переливает воду из сосуда в сосуд и постарается сделать вывод (жидкость, в нашем случае вода, принимает форму того сосуда, в котором находится). Самая интересная обычно форма у перчатки, заполненной водой!

Утонет — не утонет

Это исключительно полезная игра, так как малыш знакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек — какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложки, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем и пустую, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и пр. Для начала спросите, какие, по мнению малыша, предметы утонут, а какие останутся «на плаву»? А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать). И обратите внимание ребенка на то, что некоторые предметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой — утонет.

Лопнет или нелопнет-1

Малыш наверняка уже знаком с тем, что воздушный шар можно «лопнуть» чем-то острым. Но если у вас в доме есть массажер-ипликатор Кузнецова (плотная ткань со множеством острых шипов), можно показать ребенку «интересный фокус» и проверить воздушный шарик на прочность. Попросите ребенка аккуратно потрогать шипы ипликатора рукой, острые ли иголочки? Надуйте шарик и положите его на острия. Теперь осторожно прижмите шарик рукой — что такое? Шарик только сплющивается, но не лопается! Нет, он, конечно, лопнет, если придавить очень сильно, но легкое нажатие шарику не вредит. Вы можете даже положить аккуратно на шарик пару книг, он выдержит. А все из-за того, что резиновая оболочка шарика, если острых кончиков много, выдерживает давление. Но если проткнуть шар одной иглой, он лопнет. Или нет? Давайте проверим на следующем фокусе.

Лопнет или нелопнет-2

Покажите малышу фокус — проткните шарик спицей или воткните в него булавку так, чтобы шар не лопнул. Стоит предупредить ребенка, что шар не лопнет, но будет испорчен. Однако это не страшно, остатки шарика пригодятся для другого фокуса.

Итак, протыкаем шарик. Возьмите булавку или спицу и проколите шарик одним из трех способов:

  • в месте, где «макушка» шарика (там резина толстая);
  • близко к «хвостику» шарика, там, где нитка;
  • наклейте кусочек прозрачного скотча на бок шарика и проколите через скотч (так, кстати, прокалывают шарики клоуны в цирке).

Получается это потому, что игла или спица собой закрывают отверстие. Воздух из шарика через маленькую дырочку выходит очень медленно и незаметно.

Никуда не убежит

Надутый и завязанный шарик малыш держит в руках. Тем временем вы включите фен и подведите струю воздуха под шарик. Попросите ребенка отпустить шарик, пообещав, что пока работает фен, шарик никуда не убежит. Он будет висеть над феном в струе горячего воздуха. Забавно смотреть, как шарик пытается «убежать», но как только он отклоняется в сторону, сразу возвращается «в струю».

«Электрический шарик»-1

Следующие фокусы построены на статическом электричестве, так как воздушные шарики хорошо электризуются и на своей поверхности накапливают большой заряд.

Поставьте малыша перед зеркалом, чтобы он не только чувствовал, но и видел фокус. Возьмите надутый завязанный шарик и потрите о волосы малыша. Теперь медленно приподнимайте шарик — малыш почувствует и увидит, что его волосы потянулись за шариком.

«Электрический шарик»-2

Наэлектризуйте шарик — можно натереть его куском шерстяной материи или просто потереть о шерстяную кофту, свитер. Теперь прижмите его наэлектризованной стороной к стене — шарик «прилипнет» и некоторое время будет висеть. Если дело происходит летом в сухой жаркий день, он может провисеть почти час!

«Электрический шарик»-3

Если вы положите шарик на ровную поверхность, например, на стол, наэлектризованной стороной вверх — он тут же перевернется. Попытайтесь снова перевернуть, но вам не удастся это сделать: шарик возвращается наэлектризованной стороной к поверхности стола.

«Электрический шарик»-4

Наэлектризованные об одну и ту же шерстяную вещь шарики подвесьте на нитки рядом — они будут стремиться оттолкнуться друг от друга и постараются разлететься в разные стороны. Но, как только вы проведете по шарикам рукой (снимете заряд) и потрете шарики бок о бок, они бросятся друг к другу и «слипнутся».