Занятие «Окружающий мир» Тема: Беседа «Дети и война»

Занятие 06.05 «Окружающий мир»

Тема: Беседа «Дети и война»

Цель: формирование у воспитанников представлений об образе жизни и поведении детей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1.Познакомить с образом жизни детей в годы ВОВ на примере сестер Веры и Вали Окопнюк;

2.Познакомить с подвигами детей в годы ВОВ;

3.Расширить знания детей о ВОВ;

4.Воспитывать у детей чувства гордости за родину, любви к Отчизне, благодарности к тем, кто помогал защищать нас во время Великой Отечественной войны.

Ход:

Родитель:

Трудные, голодные и холодные военные годы нередко называют военным лихолетьем – лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их отцы погибали на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые – в плену немцев.

Дети – слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной силой фашизма.

Вот, что говорится об этом в стихотворении «Война – не место для детей»

ВОЙНА – НЕ МЕСТО ДЛЯ ДЕТЕЙ

Война – не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война – не место для детей!

 

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

 

И ёлочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

 

Родитель:

А сейчас я хочу рассказать тебе историю двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось 13 лет, а Вере было только десять.

Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировал за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Девочкам пришлось увидать и испытать все ужасы оккупации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так и никогда не вернулись в свой дом. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в город Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль дорог. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочка, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборванных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь – парни и девушки – побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Они захотели работать в госпитале – но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили солдат. Если выдавался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцевали. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увидела своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что они погибли, и был очень рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе. Над этим письмом плакал весь госпиталь.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

ЗЛАЯ МАЧЕХА – ВОЙНА

Война – ты мачеха злая!

Малых детей обижала,

Страхом душу терзая,

Детство у них отнимала.

 

Война – ты мачеха злая!

Досыта есть не давала,

С белого света сживая,

Радость у них отбирала.

 

Война – ты мачеха злая!

Вволю поспать не давала,

Рано детей поднимая,

Тяжким трудом донимала.

 

Мы соберем все силы –

Прогоним злую старуху,

Чтоб детям она не грозила

Голодом, смертью, разрухой!

 

Поясните ребенку значение слова «мачеха». Мачеха – это неродная мать для детей.

 

Родитель:

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школа. В школах было так холодно, что в ребята сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдавали по 50 граммов ржаного хлеба.

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посылки, вязали теплые варежки, носки и шарфы.

Фронту помогали и дошкольники. В частности, в газете «Омская правда» были опубликованы письма дошкольников:

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер Выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.

Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали свои деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.

Ада Занегина»

И другие дети откликнулись.

«Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще в старых похожу ботиночках…

Адик Солодов, 6 лет».

«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу пока старое пальтишко.

Тамара Лоскутова».

«Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на строительство танка «Малютка» 160885 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза

И. Сталин. Май 1943».

Танк был сделан и воевал на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк. За первый бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее орденом Отечественной войны.

Вопросы ребенку по рассказам родителя:

1.Расскажи о жизни детей в трудные военные годы.

2.Почему войну называют «злой мачехой»?

3.Как помогали дети взрослым в тылу?

4.Что посылали школьники бойцам на фронт?

5.Как помогли фронту дошкольники?