Уважаемые родители! Наша неделя начинается со знакомства с лекарственными растениями. Предлагаем Вам совместный просмотр видеофильмов про лекарственные растения, где Вы узнаете много интересного и полезного. Занятие Мир природы Тема: «Лесная аптека на службе человека»

Уважаемые родители!

Наша неделя начинается со знакомства с лекарственными растениями. Предлагаем Вам совместный просмотр видеофильмов про лекарственные растения, где Вы узнаете много интересного и полезного.

https://www.youtube.com/watch?v=xmjkVrgwf-w Лекарственные растения (детские обучалки)

https://www.youtube.com/watch?v=9kfJyjo1ryc Лекарственные растения | Дошкольники | Окружающий мир #43 | Инфоурок

https://www.youtube.com/watch?v=brQYUDLUjcQ В Загадкино. Лекарственные растения

18 мая

Занятие Мир природы

  1. Тема: «Лесная аптека на службе человека»

 

Программные задачи:

— Закрепить знания о лекарственных травах, об их целебных свойствах;

— Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, монологическую речь;

— Развивать познавательный интерес к природе родного края;

— Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Цель:

-Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, выяснить какие из них растут в данной местности.

-Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав.

Ссылка на презентацию: Лекарственные растения

Ход занятия

Родитель: Посмотри внимательно на картинку, что это? (Растение).

-Правильно, оно еще и очень душистое, ароматное. Есть травы, очень полезные, лечебные. С издавна люди научились определять, какие травы могут помочь при недугах, болях, болезнях. А чтобы узнать, что это за растение нужно отгадать загадку.

Травка очень душиста, ароматные листья.

Поскорей собирай и заваривай чай!

А найдёшь возле хаты, называется – (мята).

-А ты знаешь куда добавляют мяту? (ответы ребенка).

 Родитель: Добавляют мяту в зубные пасты, жевательные резинки, шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.

-Отгадай еще загадку:

Есть растения такие,

Они вовсе не простые.

Если что-то заболит,

Эта травка исцелит!

Что это? (лекарственные растения.)

-Догадался, о чем мы с тобой сегодня будем разговаривать? (о лекарственных растениях).

Родитель:  Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров — лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Многие люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. И наши родители или бабушки тоже собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку. Прежде чем идти их собирать, необходимо всё о них знать.

Запомни правила!

  1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.
  2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

  1. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
  2. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
  3. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.
  4. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

 

Родитель: Сегодня мы познакомимся с некоторыми лекарственными растениями.

-Давай поиграем в игру «Отгадай загадку».

  1. Растение всем хорошо известно. Загадка подскажет его название:

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички –

Белые реснички (ромашка)

— Какими лечебными свойствами обладает это растение?

-Ромашка аптечная — одно из самых популярных лекарственных растений. Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, свежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику, при головных болях, используют при мытье волос, чтобы волосы стали красивее и быстрее росли.

— А теперь, угадай это растение?

2.Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

-Почему подорожник так назвали, как ты думаешь? (Потому что он растет вдоль дорог).

-Подорожник — умеет залечивать разные раны, помогает при ушибах и укусах. Случится такое — укусит тебя пчела, приложи к месту укуса лист подорожника, и боль скоро пройдет. В современной медицине применяется консервированный сок подорожника.

— А это что за растение?

3.Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное. (одуванчик)

-Корень одуванчика выкапывают, моют, сушат, перетирают в порошок и используют при многих болезнях. Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье. Одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

4.Зеленые кусточки, алые цветочки;

Когти – коготочки, стерегут цветочки

И ограда в саду, и закуска дрозду,

И от хвори настой – душистый, густой (шиповник).

-В плодах шиповника много витамина С. Применяют цветы и плоды. Отвар укрепляет организм, придает силы, помогает справляться с болезнями. Масло шиповника используют при ожогах. Из плодов делают сироп, пьют каждый день понемногу для укрепления организма, особенно весной. Еще из шиповника делают кремы, мази, бальзамы для губ.

  1. Растет зеленый кустик, дотронешься – укусит.

Не огонь, а жжется! (крапива)

-Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Щи придают силы, здоровье и бодрость. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются или купаются при болезнях кожи. Крапиву добавляют в крема, шампуни, ополаскиватели для волос.

  1. Спроси телёнка и барашка – цветка вкусней на свете нет.

Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет (клевер).

— Клевер — красивое, ароматное растение. Его любят и дети, и пчелы. Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.

  1. Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми.(Мать – и – мачеха).

-Какими лекарственными свойствами обладает это растение, при каких заболеваниях его применяют? Листья мать-и-мачехи сушат, заваривают как чай и пьют такой чай от кашля.

8.Я на луг с утра пошёл,

Травку нужную нашёл:

Мелкий, жёлтенький цветок

Он не ярок, не высок,

Вылечит недуг любой.

Что же это? – (зверобой).

-Это растение называют зверобой. Как ты думаешь почему?

Оказывается, если животное съест это растение, то оно заболеет. Об этом знают все у кого есть домашние животные. Но это не касается здоровья людей. Отвар используют при заболеваниях кожи, в нем купают малышей. Настой пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла.

— Представь себе, что мы с тобой сейчас рябинки.

Физминутка «Рябинка»

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания — руки вверх.)

Ей не просто жить на свете —

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но рябинка только гнётся,

Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Махать руками, изображая ветер.)

— Давай встанем и поиграем в игру «Мяч лови — бросай, на вопросы отвечай! Родитель:

-Что такое лекарственное растение? (Растения, которые лечат разные болезни).

— Для чего используют лекарственные растения? (Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст). —В какую погоду собирают лекарственные растения? (В сухую, солнечную погоду).

-Почему подорожник так назвали? (Потому что он растет вдоль дорог.)

— Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему? (Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.)

— Где можно собирать лекарственные растения? (Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.)

— Что делают из лекарственных трав? (Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло).

— Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: Беречь ее!

Предлагаем заварить полезный чай!

 

Мы расскажем, как правильно заварить чай. Перед завариванием чайник следует прогреть и насухо вытереть. Затем положить листики мяты, смородины, малины. Общее условие – не заполнять чайник полностью, максимум на 2/3. Рекомендуется накрыть чайник салфеткой так, чтобы отверстия на крышке и носике были прикрыты. Готовый напиток нельзя оставлять в чайнике, нужно сразу разлить его по чашкам. Предлагаем взять любое печенье или конфеты.

Приятного аппетита!