Окружающий мир. Тема: «Мир насекомых»

Занятие 2. Окружающий мир.

Тема: «Мир насекомых»

Задачи:

  • Расширять и закреплять знания о насекомых, вводить в активный словарь обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что.
  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: Иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, мяч, иллюстрация воробей, дидактическая игра «Четвёртый лишний» (подбор наглядного материала).

Ход:

Родитель: К нам в гости прилетел воробей, но какой- то он обеспокоенный, давай его выслушаем.

Сюрпризный момент. Включаем ненадолго ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=oBmZd2QxME0

Прилетает воробушек и предлагает ребенкупослушать необычную историю.

Воробушек:

-Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес тебе фотографии. Родитель:

— Давай поможем нашему воробушку разобраться кого же он видел! А для этого нам с тобой нужно оказаться на полянке в лесу летом, начинаем наше путешествие, скажем волшебные слова:

Раз, два, три — покружись-

На лесной полянке окажись.

— Посмотрите, на полянке никого нет, но лежат фотографии от воробья, давай посмотрим их, для этого нужно отгадать загадки и увидим кто же появится на полянке:

  1. Загадки. Беседа по теме.

Родитель читает загадки, ребенок отгадывает, картинки появляются на экране.

  1. Первая загадка:

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее (стрекоза).

— Как ты догадался, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? (ответ ребенка)

  1. Вторая загадка:

Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее. (пчела).

— Какие слова помогли тебе догадаться, что это пчела?

  1. Третья загадка:

Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  1. Четвертая загадка:

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  1. Пятая загадка:

Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

  1. Шестая загадка:

Целый день в траве скакал,

Скрипку где-то потерял.

И теперь грустит у речки

Наш зелененький … (кузнечик)

— Какие слова вам подсказали, что это кузнечик?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

— А паук – это насекомое? (Нет, это паукообразное, у него 8 лапок).

— Назови насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назови полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодец, все загадки отгадал, продолжим путешествовать.

Физкультминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(поднимаем плечи)

Прыгайте, кузнечики.

(прыгаем)

Прыг-скок, прыг-скок.

(прыгаем)

Сели, травушку покушали,

(остановились, сели) .

Тишину послушали.

(сидим, слушаем тишину)

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

( прыгаем)

Воспитатель:

-Ай, ай, ай наш воробей рассыпал фотографии и они все перепутались, он очень расстроился и просит нашей помощи. Давай ему поможем.

  1. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя пчела, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
  • Лишняя улитка , это моллюск.
  • Лишний паук, это не насекомое, а паукообразное.
  1. Угадай и назови всех насекомых по силуэту.

Родитель:

— Кажется, начинается дождик, бедные насекомые промокнут, опять нужно наше участие.

А давай найдём домик нашим «братьям меньшим!»

-Кто изображён на картинке?  Где чей домик?

Молодец!

  1. Упражнение «Назови ласково». Я буду называть насекомое, а ты его назови ласково!

-Стрекоза- стрекозка,

— жук –…

— паук -….

— комар- ….

— пчела -… .

— муха -…

— таракан -… .

-Молодец! Посмотрите на нашу полянку, насекомые, которых сфотографировал наш воробей, вернулись. Посмотрите, какое большое разнообразие!

Воробей, благодарит тебя, за то, что ещё раз увидел этих удивительных насекомых.

  1. Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»

Родитель:

-Воробей предлагает нам размяться, и поиграть в игру при помощи мяча.

(Ребенок отвечают на вопросы при помощи мяча). Родитель бросает мяч.

— Майский жук большой, а божья коровка (маленькая) .

— У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные) .

— У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие) .

— У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая) .

— Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет) .

— Гусеница ползает, а бабочка (летает) .

— Пчёлы летают, а паук (ползает) .

— Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет) .

— Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике) .

— Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами) .

Итог занятия:

Родитель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие мы с тобой молодцы, что помогли ещё раз увидеть воробью насекомых. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться домой.

— А если бы у тебя была такая возможность превратиться в насекомых, в кого бы ты хотел превратиться и почему?

— Какая игра больше всего понравилась?