Окружающий мир. Тема: «Мир насекомых»
Занятие 2. Окружающий мир.
Тема: «Мир насекомых»
Задачи:
- Расширять и закреплять знания о насекомых, вводить в активный словарь обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому – что.
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: Иллюстрации насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, божья коровка, стрекоза, мяч, иллюстрация воробей, дидактическая игра «Четвёртый лишний» (подбор наглядного материала).
Ход:
Родитель: К нам в гости прилетел воробей, но какой- то он обеспокоенный, давай его выслушаем.
Сюрпризный момент. Включаем ненадолго ссылку: https://www.youtube.com/watch?v=oBmZd2QxME0
Прилетает воробушек и предлагает ребенкупослушать необычную историю.
Воробушек:
-Недавно я летал над лугом, над полянкой в лесу и встретил удивительные существа – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи почернее; их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался, стоя возле цветка, вдруг как зажужжит что-то над головой – и шасть в цветок. Я так испугался, отскочил. Вдруг как прыгнет что-то зеленое из-под ног, и в траву, а на травинке ползает красненькое, маленькое, с черными пятнышками. Я хотел его взять, но тут опять что-то загудело над ухом и как укусит за лапку – я так испугался и улетел. Это были не иначе как дикие звери. Я успел их сфотографировать и принес тебе фотографии. Родитель:
— Давай поможем нашему воробушку разобраться кого же он видел! А для этого нам с тобой нужно оказаться на полянке в лесу летом, начинаем наше путешествие, скажем волшебные слова:
Раз, два, три — покружись-
На лесной полянке окажись.
— Посмотрите, на полянке никого нет, но лежат фотографии от воробья, давай посмотрим их, для этого нужно отгадать загадки и увидим кто же появится на полянке:
- Загадки. Беседа по теме.
Родитель читает загадки, ребенок отгадывает, картинки появляются на экране.
- Первая загадка:
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
— Как ты догадался, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? (ответ ребенка)
- Вторая загадка:
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
— Какие слова помогли тебе догадаться, что это пчела?
- Третья загадка:
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
- Четвертая загадка:
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
- Пятая загадка:
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Шестая загадка:
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелененький … (кузнечик)
— Какие слова вам подсказали, что это кузнечик?
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
— А паук – это насекомое? (Нет, это паукообразное, у него 8 лапок).
— Назови насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назови полезных насекомых. (Бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха – разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
— Молодец, все загадки отгадал, продолжим путешествовать.
Физкультминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
(поднимаем плечи)
Прыгайте, кузнечики.
(прыгаем)
Прыг-скок, прыг-скок.
(прыгаем)
Сели, травушку покушали,
(остановились, сели) .
Тишину послушали.
(сидим, слушаем тишину)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
( прыгаем)
Воспитатель:
-Ай, ай, ай наш воробей рассыпал фотографии и они все перепутались, он очень расстроился и просит нашей помощи. Давай ему поможем.
- Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». Воспитатель:
— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
- Лишняя пчела, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
- Лишняя улитка , это моллюск.
- Лишний паук, это не насекомое, а паукообразное.
- Угадай и назови всех насекомых по силуэту.
Родитель:
— Кажется, начинается дождик, бедные насекомые промокнут, опять нужно наше участие.
А давай найдём домик нашим «братьям меньшим!»
-Кто изображён на картинке? Где чей домик?
Молодец!
- Упражнение «Назови ласково». Я буду называть насекомое, а ты его назови ласково!
-Стрекоза- стрекозка,
— жук –…
— паук -….
— комар- ….
— пчела -… .
— муха -…
— таракан -… .
-Молодец! Посмотрите на нашу полянку, насекомые, которых сфотографировал наш воробей, вернулись. Посмотрите, какое большое разнообразие!
Воробей, благодарит тебя, за то, что ещё раз увидел этих удивительных насекомых.
- Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
Родитель:
-Воробей предлагает нам размяться, и поиграть в игру при помощи мяча.
(Ребенок отвечают на вопросы при помощи мяча). Родитель бросает мяч.
— Майский жук большой, а божья коровка (маленькая) .
— У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные) .
— У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие) .
— У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая) .
— Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет) .
— Гусеница ползает, а бабочка (летает) .
— Пчёлы летают, а паук (ползает) .
— Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет) .
— Пчёлы живут в ульях, а муравьи (в муравейнике) .
— Бабочка питается нектаром цветов, а паук (мухами) .
Итог занятия:
Родитель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие мы с тобой молодцы, что помогли ещё раз увидеть воробью насекомых. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться домой.
— А если бы у тебя была такая возможность превратиться в насекомых, в кого бы ты хотел превратиться и почему?
— Какая игра больше всего понравилась?