Всё что необходимо знать о наказании (педагог-психолог Пикулина Н.Ю.)

Всё что необходимо знать о наказании

 

 

Наблюдая за детьми дома, в детском саду, на улице    мы понимаем, что дети   нуждаются  в  правилах.  Дисциплина необходима  им,  чтобы  чувствовать  себя  уверенно. Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Но как добиться соблюдения правил и дисциплины? Все ли средства и методы хороши? Давайте попытаемся вместе ответить на эти вопросы.

Некоторые педагоги и психологи придерживаются направления, по которому родители обязаны создать ребенку условия для безопасного и счастливого детства. Родителям предлагается спокойно и доброжелательно относится ко всем поступкам ребенка, решать его проблемы, не ругать его и не наказывать. Дети вырастут и сами поймут все нормы поведения, принятые в обществе. Это направление, как правило, руководствуется теорией американского детского врача, автора многочисленных работ по педиатрии Б. Спока. Его принципами было отрицание любых наказаний для детей.

Однако отказ от наказаний делает ребенка эгоистичным, неорганизованным, он не уважает окружающих.

Да и реально ли много лет переносить все «шалости» своего чада и ни разу не сорваться? Как показывает практика – нет. Накопленное раздражение рано или поздно вырывается наружу.

Это станет шоком для ребенка, который привык к вседозволенности. Он подумает, что родители его разлюбили.

Поэтому отказ от применения наказаний и потакание капризам детей не избавят от конфликтов.  В таких детях еще чаще проявляется агрессия, особенно, когда они выходят из круга семьи и сталкиваются с реальным миром.

Итак, наказание все-таки должно присутствовать при воспитании детей. Но стоит определиться, когда и как их наказывать.

 

  • Наказание должно происходить непосредственно после совершения ребенком плохого поступка. У детей короткая память, поэтому если наказать через какое-то время, они не поймут, за что.
  • Кроме того, наказание должно быть в исключительных случаях, если ребенок сознательно совершил поступок, зная, что это плохо.
  • Важно также учитывать возраст ребенка. Малыши до 2,5-3 лет плохо осознают, за какие действия их накажут. Поэтому маленьким детям лучше просто каждый раз напоминать, что можно, а что нет. Нельзя наказывать, если малыш даже не понял, за что.

Стоит учитывать возрастные нормы психики ребенка. Не нужно требовать от малыша взрослого отношения к различным ситуациям. Например, дети часто ревнуют своих родителей друг к другу, не хотят делиться игрушками и прочее. Наказывать за это не нужно.

В раннем возрасте родители должны постоянно разъяснять ребенку последствия его действий, помогать усваивать нормы поведения, принятые в социуме.

Дети до пяти лет часто повторяют действия взрослых. Поэтому необходимо следить за своими действиями и окружающих его людей. Объяснять — что можно, а что нет. Особенно важно показывать это своим поведением. Если ребенку что-то запретить, а самим это продолжать делать, то вряд ли он будет понимать, что это на самом деле нельзя.

  • Также при выборе наказания необходимо учитывать психологический характер конкретного ребенка, его темперамент, эмоциональность.Ведь одно и то же наказание разные дети воспринимают по-разному.

Самое важное – наказание должно нести в первую очередь позитивный результат, а не негативный. Оно должно помочь маленькому человечку осознать последствия своего проступка, сделать соответствующие выводы, чтобы избежать ошибок в будущем. Они оскорбляют и озлобляют, запугивают и унижают детей. Родители, применяющие физическое насилие, обосновывая это тем, что иначе ребенок не понимает, тем самым расписываются в собственной беспомощности.

 

Выбирая способ наказания ребенка нужно следовать таким правилам:

 

  1. Не наказывайте ребенка сгоряча

Если эмоции на пределе, то необходимо срочно успокоиться: посчитать до десяти, выйти на пару минут в другую комнату и другое. Когда человек успокаивается, он более адекватно оценивает ситуацию.

  1. Наказывайте ребенка любя

Самое страшное для малыша это не само действие, а то, что мама или папа его возможно разлюбили. Если ребенок чувствует, что родители его все равно любят, то и наказание воспринимается как справедливое.

  1. Необходимо четко установить границы дозволенного, а потом уже применять наказание

То есть ребенок четко должен знать, за что его накажут. Например, малыш в садике отобрал игрушку у товарища. Если родители ему не объяснили, что так делать нельзя, то и наказывать его неправильно. Сначала объясняем, в следующий раз наказываем.

 

  1. Наказывать нужно не ребенка, а его проступок

Например, ударил другого ребенка. Он знает, что так нельзя. Вы разобрались в ситуации и выяснили, что ваш ребенок действительно виноват. Наказывая его нужно говорить, что не он плохой, потому что ударил другого, а он совершил плохой поступок.

  1. При наказании необходимо четко определить временной интервал

Например, «сядь и посиди на стуле 5 минут», «сегодня вечером останешься без просмотра мультфильма». Недопустимы фразы «Больше никаких мультфильмов», «никогда не получишь сладкого» и тому подобное.

  1. После наказания обязательно должно быть примирение

Хорошо, если есть свой собственный ритуал.

 

Слишком ограничивать запретами действия ребенка нельзя. Если ребенку все запрещать, то как он будет познавать мир? В таких случаях дети вырастают несамостоятельные и безынициативные. Так за что можно наказывать, а за что нет?

 

С точки зрения многих психологов наказывать ребенка необходимо за:

  • Оскорбления, особенно в отношении старших
  • Ложь

Однако стоит различать ложь, используемую для достижения какого-либо результата, и фантазирование, к которому склонны дети. Фантазии уйдут по мере взросления. Важно, чтобы родители сами при этом не лгали и не учили лгать ребенка. Вранье поощрять нельзя.

  • Физическое насилие

Ребенок должен понимать, что такое поведение не допустимо, даже если родители ему это позволяют, то окружающие терпеть не станут. Важно, чтобы родители не поощряли применение силы в отношение более слабых детей или животных.

  • Демонстративное нарушение установленных правил поведения

Если ребенок случайно нарушает какие-то правила, то это не страшно. Когда же он знает, что так поступать нельзя, но все равно делает без объективной причины, то такое поведение необходимо исправлять.

  • Воровство

Должно быть строго наказано.

 

 

За что нельзя наказывать ребенка:

 

  • Когда ребенок гиперактивный, то он проявляет неусидчивость, не может долго сосредоточится на чем-то. Наказывать его в таком случае не стоит. Такова его особенность.
  • И наоборот – ребенок медлительный, все делает медленно, не успевает.

Это часто раздражает родителей, но ни нужно его ругать и торопить, это не принесет пользы.

  • Ребенок познает мир, проявляет активность. Взрослых часто раздражает высокая активность детей: они много бегают, прыгают, шумят, балуются. Эти действия чаще всего связаны не с тем, чтобы позлить взрослых, а потребностью познавать окружающий мир. Это естественное для ребенка поведение.
  • Некоторые действия, вызванные физиологическими особенностями ребенка или заболеваниями. Например, ребенок не любит рыбу или молоко, не нужно его заставлять есть или наказывать за отказ. Или у ребенка энурез и он описал кровать. Если его ругать, это только усугубит проблему. Он сделал это не намерено.
  • Действия, вызванные неосторожностью. Например, случайно уронил и разбил чашку. Ребенок пока не может четко выполнять все действия, да и взрослые часто бывают неосторожны.
  • Проявление чувств ребенком – ревность, нежелание расставаться с родителями, неуверенность, нежелание делиться и прочее

Наказывать за это не нужно. Позже у них обязательно сформируется более зрелое самосознание, они научатся решать сложные социальные задачи, смогут управлять своими эмоциями.

 

Как воспитывать своего ребенка, наказывать его или нет, и как именно, решает каждый родитель самостоятельно. Однако нужно учитывать, что ребенку необходимо уметь жить и адаптироваться в обществе.

Поэтому желаю всем удачи в этой не легкой, но очень интересной работе быть родителем!