Что делать если дошкольник не хочет заниматься дома? (педагог-психолог Пикулина Н.Ю.)

Что делать если дошкольник не хочет заниматься дома?

 

 

Ситуация с вирусом меняет нашу жизнь, нашу реальность. Все родители

примерили на себя роль воспитателя, учителя, руководителя кружка, секции.

Однако здесь возникает трудность. Садик, школа, секция – это одно, а дом –

это другое. Дом – это место где мы отдыхаем. А получилась такая ситуация,

что детям необходимо включаться в активную образовательную

деятельность, находясь именно дома. А включаться все же нужно. Чтобы не

тормозить развитие, держать мозг в тонусе. В противном случаи, собраться

хотя бы до того уровня, что был до карантина, будет очень сложно.

Давайте разберемся, какие условия следует соблюдать, чтобы дошкольник

хотел занимался дома.

В дошкольном возрасте дети не готовы к обучению по типу школьного (то

есть по учебникам учиться писать, читать, считать). Это связано с

особенностями детского мозга и мотивации. В этом возрасте у многих детей

недостаточно развиты центры мозга, которые отвечают за произвольную

регуляцию поведения и внимания. Это значит, что он не может направить и

удерживать свое внимание на том, что ему не интересно, а нужно взрослым.

Мотивация дошкольников сконцентрирована на игре, а не на учебе.

Причем игра, как ведущая, самая полезная деятельность для дошкольного

возраста. Она оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие в

плане развития нужных качеств характера, в том числе воли,

целенаправленности, усидчивости.

Отсюда следуют  условия домашнего обучения:

— занятия должны быть в игровой форме. Можно добавить элемент соревнования. А можете поиграть в детский сад и самой предстать в образе

воспитателя ребенка, он будет просто в восторге. На самом деле вариантов

масса.

—  короткие периоды занятий (5-30 минут в зависимости от

возраста). Дошкольники держат внимание очень непродолжительное время,

им нужна смена деятельности.

— важно правильно выбрать время для занятий. Понаблюдайте за ребенком,

когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны

с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно

попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда

и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать

общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-

то беспокоит.

— если ребёнок невнимательный, скорей всего это связанно с быстрой

истощаемостью нервной системы. Он очень устаёт от умственной нагрузки.

Взрослые, не зная этого, чтобы повысить качество выполнения уроков, ещё

больше нагружают ребёнка заданиями, тем самым истощая и без того

ослабленную нервную систему. Конечно же, такой ребёнок будет

отказываться от домашних заданий и будет допускать ошибки. Что делать? —

прежде всего принять, что ребёнок делает это не нарочно.

— проследите, чтобы ни что не рассеивало внимание ребенка. Картинки,

изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе

игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь

убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность

современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная

стимуляция лишь рассеивает внимание.

— хорошо сделать учебу ритуалом. Наша жизнь состоит из ритуалов:

чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также

должен стать ее неотъемлемой частью. Так же, как мы приучаем младенца

постепенно ложиться и просыпаться в одно и то же время, стоит приучать

учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий.

И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие

заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И

мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.

Заниматься регулярно помогает календарь занятий, в который родители

могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи.

— одним из самых главных условий занятий дома является общий

позитивный эмоциональный фон. В таком раннем возрасте не рекомендуется

наказывать, принуждать или же «шантажировать». Хвалить, безусловно,

надо. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не

очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за

работу его порадует. Занятия же из-под палки для дошкольника – это прямая

дорога к проблемам в школе. Не питайте иллюзий, что впихнув в ребенка

какие-то знания, вы заложите основу его школьным успехам. Вы можете

научить его читать и считать, и даже выучить таблицу умножения, но если

при этом вы отобьете у него охоту учиться благодаря тому негативу, который

сопровождал обучение, к школе ребенок будет фактически не готов.

В младшей школе учатся больше не благодаря интеллектуальным данным, или приобретенным до школы знаниям, а благодаря характеру, волевым

качествам, способности себя собрать и делать то, что нужно, а не то, что

хочется.