Что делать если дошкольник не хочет заниматься дома? (педагог-психолог Пикулина Н.Ю.)
Что делать если дошкольник не хочет заниматься дома?
Ситуация с вирусом меняет нашу жизнь, нашу реальность. Все родители
примерили на себя роль воспитателя, учителя, руководителя кружка, секции.
Однако здесь возникает трудность. Садик, школа, секция – это одно, а дом –
это другое. Дом – это место где мы отдыхаем. А получилась такая ситуация,
что детям необходимо включаться в активную образовательную
деятельность, находясь именно дома. А включаться все же нужно. Чтобы не
тормозить развитие, держать мозг в тонусе. В противном случаи, собраться
хотя бы до того уровня, что был до карантина, будет очень сложно.
Давайте разберемся, какие условия следует соблюдать, чтобы дошкольник
хотел занимался дома.
В дошкольном возрасте дети не готовы к обучению по типу школьного (то
есть по учебникам учиться писать, читать, считать). Это связано с
особенностями детского мозга и мотивации. В этом возрасте у многих детей
недостаточно развиты центры мозга, которые отвечают за произвольную
регуляцию поведения и внимания. Это значит, что он не может направить и
удерживать свое внимание на том, что ему не интересно, а нужно взрослым.
Мотивация дошкольников сконцентрирована на игре, а не на учебе.
Причем игра, как ведущая, самая полезная деятельность для дошкольного
возраста. Она оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие в
плане развития нужных качеств характера, в том числе воли,
целенаправленности, усидчивости.
Отсюда следуют условия домашнего обучения:
— занятия должны быть в игровой форме. Можно добавить элемент соревнования. А можете поиграть в детский сад и самой предстать в образе
воспитателя ребенка, он будет просто в восторге. На самом деле вариантов
масса.
— короткие периоды занятий (5-30 минут в зависимости от
возраста). Дошкольники держат внимание очень непродолжительное время,
им нужна смена деятельности.
— важно правильно выбрать время для занятий. Понаблюдайте за ребенком,
когда он более расположен получать знания. Некоторые дети более активны
с утра, некоторые, наоборот, вечером охотнее занимаются, играют. Можно
попробовать позаниматься сначала до обеда, на следующий день после обеда
и посмотреть, когда ребенок лучше справляется. Также следует учитывать
общее состояние ребенка, может, он себя неважно чувствует или же его что-
то беспокоит.
— если ребёнок невнимательный, скорей всего это связанно с быстрой
истощаемостью нервной системы. Он очень устаёт от умственной нагрузки.
Взрослые, не зная этого, чтобы повысить качество выполнения уроков, ещё
больше нагружают ребёнка заданиями, тем самым истощая и без того
ослабленную нервную систему. Конечно же, такой ребёнок будет
отказываться от домашних заданий и будет допускать ошибки. Что делать? —
прежде всего принять, что ребёнок делает это не нарочно.
— проследите, чтобы ни что не рассеивало внимание ребенка. Картинки,
изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе
игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь
убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность
современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная
стимуляция лишь рассеивает внимание.
— хорошо сделать учебу ритуалом. Наша жизнь состоит из ритуалов:
чистить зубы, мыть руки перед едой и прочее, учебный процесс также
должен стать ее неотъемлемой частью. Так же, как мы приучаем младенца
постепенно ложиться и просыпаться в одно и то же время, стоит приучать
учиться. Наше тело запоминает определенную последовательность действий.
И через какое-то время начинает напоминать о них. Так, привыкшие
заниматься спортом, начинают себя плохо чувствовать без тренировок. И
мозг ребенка со временем адаптируется и будет требовать знаний.
Заниматься регулярно помогает календарь занятий, в который родители
могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи.
— одним из самых главных условий занятий дома является общий
позитивный эмоциональный фон. В таком раннем возрасте не рекомендуется
наказывать, принуждать или же «шантажировать». Хвалить, безусловно,
надо. Нужна награда. Ведь малыш не понимает пока, какая ему польза от не
очень веселых, и порой, нежеланных уроков. А небольшое вознаграждение за
работу его порадует. Занятия же из-под палки для дошкольника – это прямая
дорога к проблемам в школе. Не питайте иллюзий, что впихнув в ребенка
какие-то знания, вы заложите основу его школьным успехам. Вы можете
научить его читать и считать, и даже выучить таблицу умножения, но если
при этом вы отобьете у него охоту учиться благодаря тому негативу, который
сопровождал обучение, к школе ребенок будет фактически не готов.
В младшей школе учатся больше не благодаря интеллектуальным данным, или приобретенным до школы знаниям, а благодаря характеру, волевым
качествам, способности себя собрать и делать то, что нужно, а не то, что
хочется.